Как человек изучает природу (3часа)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
3.1. Литература
А).основная
Б) дополнительная
В)электронные ресурсы
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
3.3.Методические рекомендации
1. Особенности построения содержания образования
Контроль за 1 полугодие и итоговый контроль представлен разноуровневыми заданиями по основным разделам, изучаемым в 5 классе.
На основании предметных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания по биологии и с учётом стандарта образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.
«Естествознание» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Учебник состоит из 5 больших частей: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле».
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел даёт общие представления об устройстве Вселенной и положении в ней Солнечной системы, а также даёт краткую характеристику строения и свойств Солнца, планет солнечной системы и небесных тел.
Третий раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал четвертого раздела вводит понятие о клеточном строении живых существ, о средах обитания и природных зонах и о многообразии живых существ.
Пятый раздел вводит понятия о вопросах появления жизни на Земле, об основных открытиях планеты, а также затрагивает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.