Правила составления родословных

Лицо, по отношению к которому составляется родословная (исследует- ся наследственность семьи), называется пробандом, его братья и сестры — сибсами. Лица женского пола обозначаются кружком, лица мужского — квадратом. Пробанд отмечается стрелочкой. Символы членов семьи, несущих исследуемый признак, выделяются с помощью цвета или штриховки. Каждо- му поколению семьи отводится одна строка, на ней слева направо в ряд рас- полагаются символы членов семьи в порядке рождения и соединяются с про- веденной над ними горизонтальной линией. Символы лиц, состоящих в бра- ке, соединяются линией брака. Римскими цифрами обозначены последова- тельные поколения, арабскими — потомки одного поколения.

 
  Правила составления родословных - student2.ru

Задача№1

Пробанд – голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у которой отец кареглазый, а мать – голубоглазая. От этого брака родился один голубоглазый сын. Составить ро- дословную семьи, приняв за изучаемый признак голубой цвет глаз.

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

Задача №2

Пробанд страдает гемофилией. У его матери и отца нормальная свер- тываемость крови. У дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здо- рова. Дети пробанда: две дочери и один сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет. Составить родословную семьи.

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

       
    Правила составления родословных - student2.ru
 
 
Рецессивное

       
  Правила составления родословных - student2.ru
    Правила составления родословных - student2.ru
 

Анализ родословных
Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru
Аутосомное
Сцепленное с половыми хромосомами
Алгоритм анализа родословной

Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru Правила составления родословных - student2.ru

Каждый признак является недостаточным. Только сочетание нескольких дает достоверный результат
28

Задача №3 Родословная семьи с гемофилией

 
  Правила составления родословных - student2.ru

Инструктаж:ответить на вопросы письменно

1. Сколько поколений изображено на схеме?.............................................................

2. Лица какого пола болеют в данной семье?.............................................................

3. С какими хромосомами (половыми или аутосомами) Вы связываете наследо- вание? ............................................................................................................................ 4. Встречаются ли больные в каждом поколении?....................................................

5. Дети какого пола рождаются от здоровых родителей?

.........................................................................................................................................

6. Есть ли в родословной близкородственные браки?..............................................

7. Определить тип наследования признака в родословной схеме, используя алгоритм анализа родословных....................................................................................

.........................................................................................................................................

Задача №4 Родословная семьи с катарактой

Правила составления родословных - student2.ru

Инструктаж:ответить на вопросы письменно

Сколько поколений изображено на схеме?.................................................................

2. Лица какого пола болеют в этой семье?.................................................................

.........................................................................................................................................

3. С какими хромосомами (половыми или аутосомами) Вы связываете наследо- вание? ............................................................................................................................ 4. Встречаются ли больные в каждом поколении?....................................................

5. Дети с каким состоянием здоровья рождаются от здоровых родителей?

.......................................................................................................................................

6. Есть ли в родословной близкородственные браки?.............................................

7. Имеют ли больные дети одного или более больного родителя?

.........................................................................................................................................

8. Какие дети рождаются, если один из родителей болен?

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

Определить тип наследования признака в родословной схеме, используя алго- ритм анализа родословных..................................................................................................................

............................................................................................................................................................................

Тема 5

Наши рекомендации