Формирование штата младшего обслуживающего персонала административно-хозяйственной службы

К младшему обслуживающему персоналу относятся уборщики помещений, рабочие по обслуживанию гардеробов, рабочие по обслуживанию душевых, кладовщики и т. д.

На практике применяются разные способы расчета данных работников

- по нормативам, учитывающим особенности деятельности предприятия (организации);

- по Межотраслевым нормативам численности работников;

- по местным нормативам, разработанным на предприятии.

Для разработки нормативов численности используются фотохронометражные наблюдения, результаты анализа организации труда, данные о фактической численности рабочих за ряд лет, методические и справочные материалы.

Нормативами численности рабочих, обслуживающих гардеробы и душевые, которые будут использоваться для расчетов, предусматривается явочная численность рабочих на одну смену. Общая численность рабочих рассчитывается с учетом сменности работы предприятия и количества работающих, пользующихся гардеробами и душевыми.

Нормативы численности рабочих, обслуживающих гардеробы, установлены на один гардероб дифференцированно в зависимости от числа постояльце, пользующихся гардеробом, а также в зависимости от способа хранения и выдачи одежды. Нормативы численности рабочих, обслуживающих душевые, установлены в зависимости от количества душевых сеток и числа работающих, пользующихся душевой.

В нормативах численности работников должно быть учтено время на подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности. Перед выполнением расчетов рабочих необходимо проверить соответствие организационно-технических условий на участках обслуживания условиям, запроектированным в нормативах, и привести фактические условия в соответствие с проектными. Если на практике гардероб или душевая обслуживается меньшим количеством рабочих, чем предусмотрено нормативами численности, и при этом выполняется весь необходимый объем работ, то фактическую численность рабочих не следует увеличивать до нормативной.

Для того чтобы выполнить расчеты численности рабочих, занятых обслуживанием гардеробов, определимся, какие бывают формы обслуживания гардеробов и способы хранения одежды.

Существуют две формы обслуживания гардеробов: обслуживание рабочим, самообслуживание.

Существует три вида гардеробов в зависимости от способа хранения одежды

- закрытые (в индивидуальных шкафах);

- открытые (открыто на вешалках);

- смешанные (один из видов одежды хранится открыто, а другой, например, рабочая одежда, закрыто).

При открытом способе хранения одежды наиболее целесообразно используется полезная площадь гардеробов, так как такие гардеробы оборудованы вешалками. При закрытом способе хранения одежды гардеробы должны быть оснащены скамьями и шкафами.

Теперь рассмотрим норму численности на 1 гардероб с открытым способом хранения одежды. Обслуживает гардероб рабочий, который выполняет следующие работы:

- приемка и выдача верхней, рабочей одежды и личных вещей;

- уборка гардероба, мебели, стен, дверей, окон;

- наблюдение за порядком в гардеробе и сохранностью вещей.

При выше описанных условиях норма численности сотрудников будет рассчитываться исходя из соотношения 1 на 300 обслуживаемый гостей.

Сотрудники раздевалок при спортивно-оздоровительных комплексах гостиниц могут выполнять дополнительные функции: приемка использованной одежды и текстиля и выдача чистой или новой; подготовка для передачи в стирку и получение из стирки, сортировка, мелкий ремонт.

Содержание работ по обслуживанию душевой:

· уборка душевой и преддушевой — мытье пола, кабин, стен;

· наблюдение за исправностью сеток и кабин;

· вызов при необходимости соответствующих служб для осуществления ремонта душевой.

Таблица 5. Нормативы численности рабочих по обслуживанию душевой
Количество душевых сеток в душевой, шт. Численность работающих, пользующихся душевой, чел.
до 150 151–350 351–600 601–800 801–1050 1051–1250 1251–1500
До 7 0,20 0,25 0,30
8–25 0,25 0,30 0,40 0,45 0,50

Если при расчете получается не целое число на каждый участок, то можно принять на работу двух рабочих по обслуживанию гардероба на 0,5 ставки. Причем для второго работника должен быть установлен оклад выше, чем для первого работника, либо установлена доплата за увеличенный объем работы, так как расчетная численность рабочих во втором гардеробе — 0,6 чел. В том случае, если гардеробы находятся друг напротив друга, можно использовать одного рабочего, принятого на полную ставку с доплатой за увеличенный объем работы.

Списочную численность рабочих, занятых уборкой помещений грузовой и коммерческой работы рассчитывают с учетом площади производственных помещений (в зависимости от покрытия пола), неотапливаемых помещений, служебных помещений, культурно-бытовых помещений, гардеробов, туалетов, умывальных, душевых с помещениями для переодевания.

Таблица 6. Нормативы численности уборщиков производственных помещений
Площадь помещений, м2 Численность рабочих, чел.
пол деревянный пол — линолеум пол бетонированный
0,0139 0,0127 0,0087
0,0166 0,0152 0,0104
0,0194 0,0178 0,0122
0,0222 0,0203 0,0139
0,0249 0,0229 0,0157
0,0277 0,0254 0,0174
Таблица 7. Нормативы численности уборщиков служебных и культурно-бытовых помещений
Площадь помещений, м2 Численность рабочих, чел. Площадь помещений, м2 Численность рабочих, чел.
0,0152 0,1212
0,0182 0,1515
0,0212 0,1818
0,0240 0,2121
0,0273 0,2424
0,0303 0,2727
0,0606 0,3030
0,0909 0,6060
Таблица 8. Нормативы численности уборщиков санитарно-гигиенических помещений
Площадь помещений, м2 Численность рабочих для уборки, чел.
гардеробных туалетов умывальных душевых с помещениями для переодевания
0,0160 0,0190 0,0109 0,0132
0,0190 0,0230 0,0130 0,0158
0,0220 0,0260 0,0152 0,0184
0,0260 0,0300 0,0174 0,0210
0,0290 0,0340 0,0195 0,0237
0,0320 0,0375 0,0217 0,0263
0,0340 0,0750 0,0434 0,0526
0,0960 0,1125 0,0651 0,0789
0,1280 0,1500 0,0868 0,1052
0,1600 0,1875 0,1085 0,1315
0,1920 0,2250 0,1302 0,1578
0,2240 0,2625 0,1519 0,1841
0,2560 0,3000 0,1736 0,2104
                     

Состав работ для служебных помещений:

  • один раз в смену — подметание и мытье пола, влажная протирка зеркал, подоконников, столов и стульев, сбор и вынос отходов;
  • один раз в неделю — влажная протирка стен, перегородок, дверей;
  • один раз в квартал — влажная протирка окон и шкафов, мытье подоконников;
  • два раза в год — мытье окон;

- для культурно-бытовых помещений:

  • один раз в смену — подметание и мытье пола, влажная протирка зеркал, подоконников, скамеек, мытье раковин и кранов умывальников, решеток или резиновых ковриков;
  • один раз в неделю — влажная протирка или мытье панелей, стен, кабин, перегородок, дверей, влажная протирка вешалок, столов и стульев;
  • один раз в квартал — мытье подоконников, шкафов, влажная протирка окон;
  • два раза в год — мытье окон;

- для санитарно-гигиенических помещений:

  • один раз в смену — подметание и мытье пола, влажная протирка или мытье панелей, стен, дверей, скамеек, зеркал, мытье кабин и перегородок;
  • два раза в смену — подметание, протирка и посыпание пола опилками в санузлах, влажная протирка подоконников в умывальных и резиновых ковриков в раздевалке, мытье раковин и кранов умывальника, унитазов, писсуаров, решеток или резиновых ковриков в душевой;
  • один раз в квартал — мытье подоконников, шкафов, окон.

При планировании количества работников учитывается времяоперативной работы в смену, время оперативной работы в смену на 1 м2 убираемой площади, время на подготовительно-заключительные работы — 15 % от оперативного времени; время на отдых и личные надобности — 9 % от оперативного времени.

При расчете численности кладовщиков необходимо учитывать следующее. Получение материалов на складе и отпуск их производятся по требованиям. Доставку больших партий материалов в кладовую производят транспортные рабочие, малых — кладовщики. После принятия на хранение товарно-материальных ценностей кладовщик распределяет их по стеллажам и полкам. Рабочее место кладовщика — помещение склада. Материальные склады (кладовые) находятся в изолированных помещениях.

Нормативы для расчета численности кладовщиков приведены в табл. 11.

Состав работ, выполняемых кладовщиками:

  • прием на склад, взвешивание, хранение и выдача различных материальных ценностей (топлива, оборудования, хозяйственного инвентаря и т. д.);
  • перемещение материальных ценностей к местам хранения;
  • распределение их по стеллажам и полкам;
  • организация хранения оборудования и инвентаря с целью предотвращения их порчи и потерь;

· ведение соответствующей документации;

· содержание в порядке и чистоте складского помещения;

Таблица 11. Нормативы численности кладовщиков
Число материалов Число приемов и выдач по складу в среднем за месяц
до 100 свыше 3000
До 100 0,6 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9
0,7 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0
0,8 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2
1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3
1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4
1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5
1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6

Расчет численности уборщиков лестничных клеток и лифтеров проводится по Межотраслевым нормативным материалам для нормирования труда рабочих по уборке территорий и помещений.

Основные обязанности уборщиков помещений — все работы по уборке лестничных клеток. Кроме основных обязанностей уборщики помещений выполняют дополнительные обязанности по доставке средств уборки и приспособлений в начале рабочего дня к месту работы, в конце рабочего дня — в установленное для их хранения место. Время на доставку средств уборки и вспомогательных материалов учтено на расстояние до 100 м. Нормы обслуживания (табл. 12) установлены с учетом того, что уборка производится один раз в течение рабочего дня.

Таблица 12. Нормы обслуживания для уборщиков помещений
Объект уборки Норма времени обслуживания 1 м2, ч Норма обслуживания за 1 рабочий день, м2
Лестничная клетка в здании от 2 до 5 этажей без лифта 0,07 114,0
Лестничная клетка в здании от 2 до 5 этажей с лифтом 0,03 267,0
Лестничная клетка в здании свыше 5 этажей с лифтом 0,01 730,0

ПРИМЕР 6

Рассчитаем оперативное время на уборку кабинета и туалета в служебном помещении предприятия.

Оперативное время на уборку объектов одного назначения (Топ) определяется по формуле:

Топ = Т1 × Н × М,

где Т1 — норматив оперативного времени на единицу объема работы по уборке одного объекта, мин;

Н — количество объектов уборки одного назначения в одном помещении;

М — средняя повторяемость уборки в смену.

Расчет оперативного времени на уборку кабинета приведен в табл. 13, расчет оперативного времени на уборку туалета — в табл. 14.

Таблица 13. Расчет оперативного времени
Помещение, объект уборки Способ уборки Нормативы оперативного времени на единицу объема работы по уборке 1 объекта Количество объектов уборки Средняя повторяемость уборки в смену Время на выполнение оперативной работы, мин
На уборку кабинета № 1
Пол Влажная протирка 0,359 20 м2 14,36
Двери -"- 1,350 3 м2 4,050
Стены -"- 0,830 30 м2 24,900
Стол письменный -"- 1,050 2 шт. 2,100
Стул -"- 0,470 2 шт. 0,940
Телефон -"- 0,470 1 шт. 0,470
Лампа настольная -"- 0,550 1 шт. 0,550
Письменный прибор -"- 0,450 1 шт. 0,450
Корзина для мусора Опорожнение 0,525 2 шт. 2,100
Графин Наполнение водой 3,100 1 шт. 3,100
Кресло мягкое Чистка пылесосом 0,680 2 шт. 1,360
Ковровая дорожка Чистка пылесосом 0,360 6 м 2,160
Итого         56,54
На уборку туалета
Пол Влажная протирка 1,146 15 м2 17,19
Двери -"- 1,350 3 м2 4,050
Стены -"- 0,830 20 м2 16,660
Перегородки кабин -"- 0,830 18 м2 14,940
Подоконник -"- 1,150 0,5 м2 0,575
Раковина Чистка 2,750 1 шт. 2,750
Унитаз Чистка 5,000 2 шт. 10,000
Корзина для бумаг Опорожнение 0,525 1 шт. 1,050
Зеркало Чистка 1,180 1 м2 1,180
Полотенце Смена 3,140 2 шт. 6,280
Итого         74,68

Таким образом, оперативное время на уборку кабинета составляет 56,54 мин, на уборку туалета — 74,68 мин

Наши рекомендации