Классификация микроорганизмов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

Тема «Предмет и задачи микробиологии. История развития микробиологии. Классификации микроорганизмов, имеющих медицинское значение»

Составил преподаватель:

Е.В. Мокрова

Ульяновск

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____

«___» ____________ 20__г.

Председатель ЦМК

____________ С.Р. Шамгунова

План учебного занятия № 1

Тема учебного занятия: «Введение».

Тип учебного занятия: Изучения нового материала

Цели учебного занятия:

ü обучения: обеспечить формирование у студентов знания о микробиологии как науке, основные таксономические единицы в систематике микроорганизмов.

ü воспитания:способствовать стремлению определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

ü развития:способствовать развитию у студентов памяти, познавательных интересов, способности самоконтроля и взаимоконтроля.

Формируемые компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.  
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.  
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.  
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.  

- Профессиональных компетенций.

- проводить санитарно-эпидемические мероприятия;

- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;

- организовывать здоровьесберегающую среду;

- организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения;

Содержание знаний и умений

Студент должен:

знать:

-понятие о микробиологии, как науке,

-основные таксономические единицы в систематике микроорганизмов

уметь:

– классифицировать микроорганизмы, имеющие медицинское значение;.

Уровень усвоения:второй

Методы: частично-поисковый, лекция, физкультминутка, рефлексия.

Средства:

- учебно-методическая документация;

- видеопроектор;

- электронная презентация по материалам занятия.

Формы организационной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока (хронокарта).

Содержание Методические обоснования Время
1. Организационная часть Приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на уроке, выяснение причины отсутствия 3 мин.
2. Актуализация знаний. Постановка целей. Мотивация. 5мин.
3. Изучение нового материала (приложение №1) (формирование общих и профессиональных компетенций) Лекция При изложении материала преподаватель задаёт вопросы к группе с целью: - активизации внимания; - установления межпредметных связей; - внутрипредметных связей с ранее изученным материалом; - конкретизации наглядных представлений; 55 мин.
4.Физкульт минутка (приложение № 2) Комплекс упражнений 3 мин.
5. Закрепление изученного материала Беседа по контрольным вопросам 15 мин.
6. Обобщение материала, рефлексия (приложение №3) Внутреннее повторение и применение полученных знаний. Подведение итогов. 5 мин.
7. Домашнее задание: изучить конспект лекции…. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине основы микробиологии и иммунологии 4 мин.

Приложение № 1

Тема 1. Введение. Предмет и задачи микробиологии.

Классификация микроорганизмов

Содержание:

Введение. Значение микроорганизмов в жизни человека.

Предмет и задачи медицинской микробиологии.

Роль и место микробиологии в подготовке среднего медицинского работника

История развития медицинской микробиологии.

Систематика и классификация микроорганизмов.

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Наша планета населена огромным числом живых существ. Одни из них составляют макромир – это животные, растения и другие видимые невооруженным глазом организмы. Микромир образуют мельчайшие организмы, которые мы можем рассмотреть только с помощью специальных оптических приборов. Микроорганизмы наиболее древняя форма жизни на Земле, они появились 3-4 млрд. лет тому назад. Их можно обнаружить в почве, в пыли, в воде, в воздухе, на покровах животных и растений, внутри организмов и даже в горячих источниках, в космосе.

Значение микроорганизмов

Бактерии и грибы разрушают органическое вещество и участвуют в круговороте веществ в природе.

Разлагая органические вещества, микроорганизмы являются причиной порчи продуктов.

Некоторые микроорганизмы в результате своей жизнедеятельности разрушают человеческие строения, чем наносят огромный ущерб.

Человек использует бактерии для очистки сточных вод.

Человек получает с помощью микроорганизмов множество незаменимых продуктов(хлеб и сыр, вино и кумыс, льняная пряжа).

Некоторые микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний человека.

В кишечнике человекаи и других животных живут многие бактерии-симбионты, которые приносят огромную пользу организму.

Бактерии, живущие внутри организма, выделяют дополнительное тепло.

Человек заставил микробы вырабатывать бактериальные удобрения, антибиотики, витамины, препараты для защиты растений. Такое техническое использование микроорганизмов называется биотехнологией.

Методом генетической инженерии получают многие белковые биологические вещества, представляющие ценность для медицины.

Наши рекомендации