Уровни организации и исследования многоклеточного организма

Уровень организации Элементарная единица уровня Элементарное явление уровня Основной метод исследования
         
         
         
         
         
         

РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА ВОЛОКОН ВАТЫ. 1. Взять предметное стекло и в центр его нанести каплю воды. 2. Пинцетом захватить несколько волокон ваты и поместить на предметное стекло в каплю воды. 3. Накрыть препарат покровным стек-лом.
II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОЧКИ. 1. Взять сухое и чистое предметное стекло. 2. Поместить пинцетом на стекло кусочек крыла бабочки. 3. Постучать по кусочку крыла ручкой пинцета. 4. Убрать кусочек крыла и приступить к изучению чешуек под микроскопом.
III. ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ВАТЫ.   Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru
Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru
Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru

1. Положить препарат на предметный столик, получить изображение при малом увеличении. 2. Изучить строение волокон ваты. Обратить внимание на образования округлой или овальной формы с темными контурами. Это пузырьки воздуха. Зарисовать препарат в альбом. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько волокон ваты. (Соблюдайте соотношение размеров волокон ваты при малом и большом увеличении.) На рисунках обозначить: 1 - волокна ваты; 2 - пузырьки воздуха; 3 - артефакты. 4. Убрать препарат.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОКИ.  
 
Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru Уровни организации и исследования многоклеточного организма - student2.ru

1. Установить препарат под объективом малого увеличения. 2. Изучить строение чешуек, обратив внимание на их форму, размеры. Зарисовать 3-4 чешуйки в альбом при малом увеличении. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько чешуек в альбом. 4. Убрать препарат.
V. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ШРИФТА. 1. Из кусочков газеты вырезать несколько букв и поместить их на предметное стекло. 2. При малом увеличении рассмотреть структуру оттиска буквы на газетной строке. Обратить внимание на текстуру бумаги. Зарисовать препарат в альбом. Обратите внимание на то, что в микроскопе мы получаем обратное и перевернутое изображение объекта. 3. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение.

8. Литература:

Основная:

1. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.29-32

2. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

3. Биология. Руководство к практическим занятиям для студентов стоматологических факультетов под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. « ГЭОТАР- Медиа» 2010 г.

Дополнительная:

1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака , Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга, 2004.- С.20-31

2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.-М.:Мир, 1988.-С.19-21

3. Граф логической структуры.

4. Конспект лекций.

Занятие №2

Тема: «Общий план строения клетки. Структурно-функциональная характеристика цитоплазмы. Цитоскелет. Межклеточные контакты. Транспорт веществ через плазмалемму»

1. Актуальность темы:

Учение о клетке или цитология составляет один из важнейших разделов общей биологии. Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни. На клеточном уровне проявляются основные свойства живого: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция. Знание закономерностей процессов, происходящих в клетке, и назначение строения и функций тех или иных структур клетки необходимы для выявления характера патологических изменений в органе, для формирования диалектико – материалистического понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме. Знания о структурных и функциональных особенностях биологических мембран, межклеточных контактах, а также о закономерностях транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану позволяют понять механизмы поддержания постоянства внутриклеточной среды. Эта тема имеет большое значение для практической медицины, так как в ней рассматриваются механизмы проникновения в клетку веществ, поддерживающих процессы жизнедеятельности, а также гормонов, лекарств, ядов, наркотиков. Знание закономерностей процессов, происходящих в ядре клетки, и назначение строения и функций тех или иных ядерных структур клетки необходимы для выявления характера патологических изменений в органе.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- предмет и задачи цитологии;

- особенности строения эукариотической клетки;

- особенности строения плазмаллемы;

- виды клеточных контактов и транспорта через плазмоллему;

- отличия структуры и функций немембранных и мембранных органоидов;

- строение ядра клетки.

Уметь:

- дифференцировать два уровня клеточной организации: прокариотический и эукариотический;

- охарактеризовать клетку как элементарную, целостную систему;

- дифференцировать компоненты цитоплазмы: органоиды и включения в растительных и животных клетках;

- обосновать общность и структурно-функциональное отличие клетки растительной и животной.

3. Цели развития личности: профессиональные

4. Оснащение:а) методический материал, таблицы; б) световые микроскопы, в) постоянные микропрепараты, дидактический материал и технические средства обучения (кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы, альбомы, ситуационные задачи, деловые игры и др.).

5. Материалы для самоподготовки:

5.1. Вспомогательный учебный материал

Наши рекомендации