Тема № 7. генетика онтогенеза
Понятие об онтогенезе. Раскрытие сложной структуры гена. Центровая теория гена. Влияние генов на развитие признаков. Дифференциальная активность генов на разных этапах онтогенеза. Возрастная изменчивость состава белков.
Регуляция синтеза и-РНК у прокариот по принципу «индукции» и «репрессии». Понятие об опероне. Механизм регуляции синтеза белка у эукариот. Влияние среды на развитие признаков. Критические периоды в развитии.
Вопросы для самопроверки
1. Как влияют гены на развитие признака у прокариот и эукариот?
2. Чем доказывается дифференциальная активность генов в онтогенезе?
3. Как регулируется синтез ферментов по теории Франсуа Жакоба и Жака Моно?
4. Каковы особенности регуляции синтеза белков у высших организмов?
5. Как влияет окружающая среда на развитие признаков?
Тема № 8. наследственный полиморфизм белков и
Ферментов. группы крови, системы
Групп крови у животных
Биохимический полиморфизм белков и его генетическая природа. Примеры полиморфных белков. Методы определения, характер наследования.
Группы крови сельскохозяйственных животных. Изоантигенные различия эритроцитов и сыворотки крови как основа полиморфизма. Иммуногенетическая несовместимость и ее последствия (гемолитическая болезнь лошадей и свиней).
Использование групп крови и биохимического полиморфизма в практике для определения достоверности происхождения отдельных животных, родства пород, выявление и профилактика фримартинизма, изучение связей с продуктивностью, резистентностью к заболеваниям.
При изучении этой темы необходимо знать, что генетика групп крови, белков и ферментов у сельскохозяйственных животных в настоящее время нашла широкое применение в практике племзаводов и племхозов для уточнения происхождения животных по первому ряду предков. Кроме того, изучение этого раздела программы поможет врачу ветеринарной медицины объяснить причины гемолитической болезни молодняка свиней и лошадей.
Вопросы для самопроверки
1. Когда началось изучение групп крови у человека и животных?
2. Что называют группой крови, системой групп крови?
3. Как наследуются группы крови у животных?
4. Какова причина полиморфизма групп крови, белков и ферментов у человека и животных?
5. Какими методами изучают группы крови и белковый полиморфизм?
6. Как используются в практике данные о группах крови и белковом полиморфизме?
Тема № 9. генетика популяций
Понятие о популяции и чистой линии. Эффективность отбора в популяции и в чистой линии. Структура свободно размножающейся популяции. Закон Харди-Вайнберга. Основные факторы генетической эволюции в популяциях: мутации, отбор, миграции, дрейф генов. Закон стабилизирующего скрещивания Пирсона. Влияние инбридинга на выщепление рецессивных генов.
Понятие о генофонде. Генетический груз в популяциях животных. Генетическая адаптация. Генетический гомеостаз.
При изучении темы нужно уяснить различия между популяцией и чистой линией; разобраться, где отбор более эффективен – в популяции или чистой линии и каковы причины этого. Необходимо хорошо усвоить закон Харди-Вайнберга и необходимые условия его действия, а также факторы, влияющие на эволюцию популяций.
Вопросы для самопроверки
1. Определите, что такое популяция и чистая линия, какая разница между ними?
2. Как формулируется закон Харди-Вайнберга и какова его формула?
3. Перечислите факторы генетической эволюции в популяциях.
Тема № 10. генетические аномалии и болезни с
Генетической предрасположенностью.
Методы профилактики распространения
Аномалий и повышения наследственной
Устойчивости
Краткая история учения о генетических аномалиях. Классификация врожденных аномалий по анатомо-физиологическому и этиологическому принципам. Понятия о генетических, наследственно-средовых и экзогенных аномалиях. Генетический анализ в изучении этиологии врожденных аномалий. Определение типа наследования аномалий (аутосомно-рецессивный, аутосомно-доминантный, сцепленный с полом). Экспрессивность и пенетрантность при наследовании аномалий. Номенклатура и характер наследования аномалий у крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей и птиц, обусловленных летальными и полулетальными генами. Учет и регистрация врожденных аномалий. Методы генетического анализа для изучения роли наследственности в возникновении аномалий. Методы проверки производителей на гетерозиготное носительство летальных рецессивных генов и генетические маркеры наследственных аномалий. Оценка генофонда пород, линий, семейств по резистентности к заболеваниям с наследственной предрасположенностью. Селекция на устойчивость к заболеваниям. Примеры распространения генетических и наследственно-средовых аномалий в популяциях животных. Перечень хромосомных и геномных аномалий, обнаруженных у крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей и птиц.
Генетическая устойчивость и восприимчивость к заболеваниям у животных. Наследование устойчивости. Моногенный и полигенный характер устойчивости. Анализ болезней животных с пороговым проявлением. Роль конкордантности у близнецов для определения наследственной обусловленности болезней.
Генетическая устойчивость к бактериальным (мастит, туберкулез, бруцеллез, лептоспироз и др.), протозойным заболеваниям (трипаносомоз, бабезиоз, анаплазмоз и др.) и гельминтозам (фасциолез, стронгилез, диктиокаулез и др.).
Наследственная устойчивость к вирусным инфекциям («скрепи» овец, миксоматоз кроликов и др.). Наследственная устойчивость к лейкозам. Теории, объясняющие этиологию лейкозов.
Популяционно-генетические механизмы взаимодействия хозяина и паразита. Генетически обусловленная резистентность к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Роль наследственности в проявлении незаразных болезней (кетозы, тимпания, родильный парез и др.). Роль наследственности в возникновении заболеваний конечностей. Стрессоустойчивость у свиней. Влияние факторов среды на проявление устойчивости к заболеваниям.
При изучении этой темы необходимо хорошо уяснить, что причиной некоторых аномалий и болезней у животных является их наследственность. Особое внимание следует обратить на перечень и характер наследования аномалий и болезней у разных видов сельскохозяйственных животных.
Вопросы для самопроверки
1. Когда зародилось учение о генетических аномалиях?
2. Как классифицируют аномалии?
3. Как определить тип наследования аномалий?
4. Как вести учет врожденных аномалий и болезней?
5. Как вести селекцию на снижение частоты генетических аномалий, какие существуют методы генетического анализа?
6. Вспомните перечень хромосомных, геномных и наследственно-средовых аномалий в популяциях сельскохозяйственных животных.
7. Перечислите, к каким бактериальным, вирусным заболеваниям у животных существует генетическая устойчивость.
8. Как влияют факторы среды на проявление устойчивости к заболеваниям?