Контроль исходного уровня знаний.
Занятие № 9
- Тема занятия: «СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. НАСЛЕДОВАНИЕ ПОЛА И ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ»
- Формы работы:
– Подготовка к практическим занятиям.
– Подготовка материалов по НИРС.
- Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия
1. Мейоз, кроссинговер и рекомбинация признаков
2. Сцепленное наследование, закон Моргана
3. Нарушение сцепления генов.
4. Основные положения хромосомной теории наследственности.
5. Генетические карты хромосом.
6. Понятие о кариотипе: аутосомы, половые хромосомы
7. Пол организма, типы хромосомного определения пола у различных организмов.
8. Предопределение пола (прогамное, эусингамное, сингамное, эпигамное).
9. Дифференцировка пола у человека
10. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, контролируемых генами половых хромосом, ограниченных полом.
- Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы
Контроль исходного уровня знаний.
- Самоконтроль по ситуационным задачам
1.ЗАКОН СЦЕПЛЕНИЯ ГЕНОВ СФОРМУЛИРОВАН
1) Г. Менделем
2) У. Сеттоном
3) Т. Морганом
4) К. Корренсом
5) Г. Де Фризом
Ответ: 3
2. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ Т. МОРГАНА:
1) горох посевной
2) муха дрозофила
3) мыши
4) кролики
5) люди
Ответ: 2
3. ГОЛАНДРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ГЕНАМИ
1) расположенными в гомологичных участках X и Y хромосом
2) расположенными в негомологичных участках Y- хромосомы
3) расположенными в негомологичных участках X- хромосомы
4) расположенными в гомологичных участках аутосом
5) расположенными в негомологичных участках аутосом
Ответ: 2
4. РАЗВИТИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГЕНАМИ
1) расположенными в гомологичных участках аутосом
2) расположенными в негомологичных участках аутосом
3) расположенными в негомологичных участках X – хромосомы
4) расположенными в гомологичных участках X- и Y - хромосом
5) расположенными в негомологичных участках Y - хромосомы
Ответ: 3
5. УКАЖИТЕ ГЕНОТИП ГОМОГАМЕТНОГО ОРГАНИЗМА:
1) ааХВХВ
2) АаВв
3) АаХВY
4) ааХВY
5) ААввСс
Ответ: 1
6. ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ХРОМОСОМНОЙ ТЕОРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) образование новых групп сцепления происходят при расхождении хромосом
2) число групп сцепления равно диплоидному набору хромосом
3) хромосома – это группа сцепления генов
4) сцепление генов в хромосоме никогда не нарушается
5) гены одной хромосомы образуют несколько групп сцепления
Ответ: 3
7. О РАССТОЯНИИ МЕЖДУ ГЕНАМИ В ХРОМОСОМЕ МОЖНО СУДИТЬ:
1) по размерам нуклеотидных последовательностей
2) по количеству неаллельных генов
3) по характеру расщепления признаков у гибрида
4) по частоте кроссинговера
5) по числу хромосом
Ответ: 4
8. ПОЛ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
1) до оплодотворения
2) в момент оплодотворения
3) типом аутосом в зиготе
4) при мейозе
5) после оплодотворения
Ответ: 2
9. КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЙОЗА ОБЕСПЕЧИВАЮТ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ГАМЕТ?
1) равное деление в мейозе при овогенезе
2) кроссинговер и независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении
3) конъюгация хромосом
4) неравное деление в мейозе при овогенезе
5) равное деление в мейозе при сперматогенезе
Ответ: 2
10. СКОЛЬКО ТИПОВ ГАМЕТ, И В КАКОМ СООТНОШЕНИИ ОБРАЗУЕТ ОРГАНИЗМ С ГЕНОТИПОМ ААВВ, ЕСЛИ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГЕНАМИ 10 МОРГАНИД?
1) один тип гамет
2) два типа гамет
3) три типа гамет
4) четыре типа гамет поровну
5) четыре типа гамет в разных количествах
Ответ: 4
Работа 1. Определение генотипа и фенотипа потомства по генотипу родителей при полном сцеплении генов аутосом.
Задача № 1. В брак вступают дигетерозиготные родители, страдающие катарактой и полидактилией (оба признака доминантные, аутосомные). Оба родителя получили катаракту от матерей, а полидактилию от отцов. Каков прогноз в отношении здоровья детей, если известно, что гены расположены в одной паре гомологичных хромосом, и допустить, что кроссинговер не наблюдается?
Решение:
Поскольку супруги получили катаракту от матерей, а полидактилию от отцов, то доминантные аллели, определяющие эти заболевания, находятся в разных хромосомах одной гомологичной пары. Если кроссинговер не наблюдается, значит проявится полное сцепление и у женщины образуется два сорта гамет.
Ген | Признак |
А а В b | катаракта норма полидактилия норма |
F - ?
Ответ:вероятность рождения детей с катарактой и полидактилией 50%, только с катарактой 25%, только с полидактилией 25%.
Работа 2. Определение генотипа и фенотипа потомства по генотипу родителей при неполном сцеплении генов аутосом.
Задача 2. Гены, влияющие на наличие резус-фактора и форму эритроцитов, находятся в одной аутосоме на расстоянии 3 морганиды. Дигетерозиготный мужчина имеет резус-положительную кровь (доминантный признак) и эритроциты эллиптической формы (доминантный признак), причём один доминантный ген он получил от матери, а второй от отца. Его супруга имеет резус-отрицательную кровь и эритроциты нормальной формы. Какова вероятность, что ребёнок будет иметь признаки отца?
Решение:
Fэл.Rh+– ? | У женщины образуется только один тип гамет, а у мужчины 4 типа гамет, т.к. пара гомологичных хромосом будет вступать в кроссинговер. Кроссоверных гамет – 3% (по 1,5%), т.к. расстояние между генами – 3 морганиды. Некроссоверных гамет - 97% (по 48,5%) |
Ответ: вероятность рождения ребенка с признаками отца (резус-положительная кровь и эллиптическая форма эритроцитов) составляет – 1,5%.
Работа 3. Определение генотипа и фенотипа потомства по генотипу родителей в случае полного, сцепленного с полом наследования.
Задача № 3. Женщина, страдающая цветовой слепотой (дальтонизмом) вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей, если известно, что дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак?
Решение:
F - ? | норма дальт. | ||||||
Ответ: все дочери от данного брака будут с нормальным цветовосприятием, но все они будут носителями рецессивного гена дальтонизма. Все сыновья будут дальтониками (им ген дальтонизма передала мать с Х-хромосомой).
Задача № 3. Гипертрихоз наследуется как признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где у отца гипертрихоз?
Решение:
F– ? | норма гипертрих. F: XX; XYa |
Ответ: все сыновья от данного брака будут с гипертрихозом.
Работа 4. Определение генотипа и фенотипа потомства по генотипу родителей в случае неполного, сцепленного с полом наследования (по расстоянию между генами).
Задача № 4. Гены дальтонизма d (цветовой слепоты) и «куриной слепоты» s (ночной слепоты) наследуются через Х-хромосому и находятся на расстоянии 40 морганид друг от друга. Необходимо определить вероятность рождения детей с обеими аномалиями в семье, где жена имеет нормальное зрение (ее мать страдала «куриной слепотой», а отец был дальтоник), муж нормален в отношении обоих признаков. Следует помнить, что развитие этих патологических признаков обусловливается рецессивными аллелями.
Решение:
Определим генотипы родителей. У жены зрение нормальное, но каждая из двух Х-хромосом несет по одному аллелю патологии (Х-хромосома от матери несет рецессивный аллель «куриной слепоты» XS, а Х-хромосома от отца несет рецессивный аллель дальтонизма Хd).
Генотип матери – XsDХSd. Так как муж нормален по обоим признакам, то его единственная Х-хромосома несет эти гены в доминантном состоянии, т.е. его генотип ХSDY.
F – ? | |||||||
У женщины образуется 4 типа гамет, т.к. пара гомологичных хромосом будет вступать в кроссинговер, образуя рекомбинантные гаметы c частотой 40%. Общая вероятность образования гамет у жены равна 100%, поэтому вероятность образования пары рекомбинантных гамет равна 40% (ХSD – 20%; Хsd – 20%); а некроссоверных - 60% (ХsD – 30%; ХSd – 30%). У мужчины образуется всего 2 типа гамет ХSD – 50%; Y – 50%.
|
Ответ: 10% всех детей (только мальчики) будут страдать двумя видами слепоты, а 30% детей (только мальчики) будут страдать какой-то одной из патологий поровну. Вероятность рождения здоровых мальчиков равна 10%. Все дочери будут здоровы, но часть из них является носителями патологических генов.
Работа 5. Определение генотипа и фенотипа потомства по генотипу родителей в случае двойного наследования (один ген находится в аутосоме, а другой в половой хромосоме)
Задача № 5.У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями.
Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся также обе аномалии одновременно?
Решение:
Ген | Признак | ||
А а XH Xh | нормальное распределение пигмента альбинизм нормальная свёртываемость крови гемофилия | ||
F1 – ? |
альб. гемоф.
F: aaXhY
Ответ:вероятность рождения сына с обеими аномалиями составляет 6,25% от всех детей, а среди мальчиков это соответствует 12,5%.
Работа 6. Построение генетических карт хромосом
Задача № 6. Расстояние между двумя генами одной группы сцепления (С и D) составило 3,3%, между генами Е и D – 1,3%, как располагаются гены в хромосоме, если известно, что:
а) расстояние между генами С и Е 2%;
б) расстояние между генами С и Е 4,6%.
Решение:
Графическое расположение генов:
Ответ:а) если процент кроссинговера между генами С и Е составил 2%, а между генами Е и D – 1,3 %, то ген Е расположен между генами С и D; б) если процент кроссинговера между генами С и Е составил 4,6%, то ген Е расположен на одном из концов хромосомы.
- Перечень практических умений по изучаемой теме
– определить характер наследования признаков при полном и неполном сцеплении генов (на примере решения генетических задач).
– определить характер наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами (на примере решения генетических задач).
определять число качественно различных сортов гамет, продуцируемых отдельным организмом при полном и неполном сцеплении генов
составить генетические схемы наследования признаков при полном и неполном сцеплении генов
составить генетическую схему наследования признаков сцепленных с половыми хромосомами
определить генотип и фенотип потомков по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей при полном и неполном сцеплении генов
оформить решение задачи и ответ в соответствии с предъявляемыми стандартными требованиями
определить риск появления одновременно нескольких независимо наследуемых патологических признаков в потомстве вероятностным способом – на основе закономерностей теории вероятности
- Рекомендации по выполнению НИРС:
сообщения должны содержать конкретный материал с учетом современных данных, изложение материала должно быть доступно и докладчик обязан владеть свободно материалом (доклад на 5 – 7 минут), возможно использование презентаций.
Темы рефератов:
- История создания хромосомной теории наследственности (1911-1926 г.).
- Признаки, сцепленные с Х иY-хромосомами.
- Уровни половой дифференцировки у человека.
- История, изучение карт хромосом у человека, значение для диагностики заболеваний.
- Виды нарушений ово- и сперматогенеза, вызывающие аномалии наборов половых хромосом.
- Информативный материал для усвоения и закрепления тематического материала
Заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Наследование признаков, сцепленных с полом, у человека
Примеры признаков | сцепленные с аутосомами | сцепленные с полом | ||
ограниченные полом | контролируемые полом | X | Y | XY |
Таблица 2
Виды предопределения пола
Прогамное | Сингамное | Эпигамное | |
Примеры организмов | коловратки, ивовая тля, печеночный мох | нематоды, моллюски, иглокожие, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | тип эхиурида (бонелия); рыбы – атерина, денис, рыба-клоун; пресмыкающиеся - крокодилы, гаттерии, многие черепахи, ящерицы; птицы – кустарниковая индейка; растения - аризема |
Эусингамное пчёлы, муравьи |
Таблица 3
Типы хромосомного определения пола
Наборы хромосом | ♀ХХ х ♂ХY | ♀ZW х ♂ZZ или ♀XY х ♂XX | ♀XX х ♂XO |
Примеры | Млекопитающие (человек), рыбы, двукрылые насекомые (дрозофила), двудомные растения (конопля) | Птицы, бабочки, некоторые виды земляники | Прямокрылые, жуки, клопы, пауки, многоножки, нематоды |
- Дополнительная литература по теме:
1. Пехов А. П. Биология. Медицинская биология, генетика и паразитология : учебник / А. П. Пехов. - М. : Гэотар-Медиа, 2012. - 656 с.
2. Биология : справочник / Н. В. Чебышев [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 603 с.
3. Учебно-методическое пособие по биологии для студентов фармацевтического факультета (дневная форма обучения) издание четвертое / Т.М. Лютикова (ред.), С.И. Андреева, Г.А. Актушина, Н.Б. Жданова, Т.Б. Володичева, Е.А. Лазуткина. – Омск, 2011. – 115 с.
4. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. А. Курчанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 191 с. – Режим доступа: http://www. knigafund.ru /books/87674.