Нуклеиновые кислоты клетки. Виды и основные функции

Н.к.- являются универсальной информационной макромолекулой клетки, главной функцией которой является: 1)Хранение наследственной информации в форме генетического кода. 2)Воспроизведение наследственной информации путем самоудвоения или репликации ДНК. 3)Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Н. к. впервые были получены из ядер клеток гноя. Химический анализ показал что сущ-ет два вида н к : 1)ДНК, 2)РНК. ДНК обнаружены в ядре, митохондриях и центриолях. РНК обнаружены в ядре, в ядрышках, в рибосомах, в митохондриях. В химическом отношении н к – полимеры состоящие из полинуклеотидных цепей, мономером н.к. яв-ся – нуклеотид. В ДНК их 4 вида : А,Т,Г,Ц. В РНК вместо Тимина – Урацил. По структуре Аденин и Гуанин пуриновые основания

1 бензольное кольцо) Т,Ц,У(пиримидиновые основания – 2 бензольных кольца). ДНК представляет собой спираль состоящую из двух полинуклеотидных цепей. Полинуклеотидные цепи состоят из нуклеотидов соединенных друг с другом благодаря водородным связям которые формируют комплементарные пары. В ДНК А=Т, Г=Ц(Правило Чаргаффа 1951 год). Нуклеотиды в каждой цепи ДНК между собой соединены так, что 5-ый углерод сахара предидущего нуклеотида соединен с 3-им углеродом сахара последующего. Благодаря таким связям молекула ДНК имеет два конца. Диаметр спирали ДНК 2нм. Один оборот спирали 3,4 нм. Расстояние между нуклеотидами 0,34 нм. Каждый виток спирали содержит 10 пар нуклеотидов. В ДНК различают несколько уровней организации: 1)Первичная структура – это порядок расположения нуклеотидов в комплементарных цепях. 2)Вторичная структура – двойная спираль ДНК. 3)Третичная – ДНК в составе хромосом.

Химический состав и строение ДНК

Пространственная организация и структура ДНК

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – биологический полимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей, соединенных друг с другом. Мономеры, составляющие каждую из цепей ДНК, представляют собой сложные органические соединения, включающие одно из четырех азотистых оснований: аденин (А) или тимин (Т), цитозин (Ц) или гуанин (Г), пятиатомный сахар пентозу – дезоксирибозу, по имени которой получила название и сама ДНК, а также остаток фосфорной кислоты. Эти соединения носят название нуклеотидов.

Эти цепи соединяются друг с другом водородными связями между их азотистыми основаниями по принципу комплементарности. Аденин одной цепи соединяется двумя водородными связями с тимином другой цепи, а между гуанином и цитозином разных цепей образуются три водородные связи. Такое соединение азотистых оснований обеспечивает прочную связь двух цепей и сохранение равного расстояния между ними на всем протяжении.

Другой важной особенностью объединения двух полинуклеотидных цепей в молекуле ДНК является их антипараллельность: 5'-конец одной цепи соединяется с 3'-концом другой, и наоборот.

Молекула ДНК, сост. Из двух цепей, образует спираль, закрученную вокруг собственной оси. Диаметр спирали составляет 2 нм, длина шага — 3, 4 нм. В каждый виток входит 10 пар нуклеотидов.

* Чаще всего двойные спирали являются правозакрученными. Большинство молекул ДНК в растворе находится в правозакрученной — В-форме (В-ДНК). Однако встречаются также левозакрученные формы (Z-ДНК). Какое количество этой ДНК присутствует в клетках и каково ее биологическое значение, пока не установлено.

* Таким образом, в структурной организации молекулы ДНК можно выделить первичную структуру — полинуклеотидную цепь, вторичную структуру—две комплементарные друг другу и антипараллельные полинуклеотидные цепи, соединенные водородными связями, и третичную структуру — трехмерную спираль с приведенными выше пространственными характеристиками.