Диктант с сигнальными карточками
Основное отличие данного диктанта от диктанта-«молчанки» в том, что молчания нет. Учитель не показывает написанное на доске или карточке слово, а произносит его. Дети в ответ поднимают сигнальные карточки, приготовленные для данного диктанта. Карточки выполняются самими детьми.
В практике применяются сигнальные карточки с буквами (а/о, и/е), которые могут быть и двух- и односторонними. Использование цветных карточек предпочтительнее, т.к. цвет сам по себе может условно обозначать разные буквы и написания (слитные, раздельные, дефисные) по договорённости учителя и учеников.
Чем удобен такой диктант и в чем его недостаток?
Свободный диктант
Цель диктанта – научить видеть и использовать в речи изучаемое языковое явление. Поэтому перед написанием диктанта даётся соответствующая установка – использовать в тексте как можно больше слов с изучаемой орфограммой.
Сначала учитель читает текст полностью. Задаёт ключевой вопрос: какое языковое явление встретилось в тексте? Какую роль оно играет в тексте? Затем учитель читает текст по абзацам.
Для этого вида диктанта подбирают связный текст, который хорошо членится на абзацы. Прочитав абзац один раз, учитель даёт ребятам 3-5 минут (в зависимости от объёма абзаца) для обдумывания и написания этого фрагмента.
После написания всего текста учащимся даётся время для самостоятельной проверки написанного, первоначальный текст диктанта не читается.
Такой вид диктанта трудно оценивать. Обычно ставится одна отметка, если грамотность и содержание «равны», например, на «4». Если качество текста с содержательной и формальной стороны неодинаково (содержание хорошее, но много ошибок), то ставится соответственно 2 отметки.
От изложения свободный диктант отличается тем, что здесь текст пишется не по плану, а по абзацам (частям) текста.
Аналогично по смыслу и задачам проводится свободное списывание.
Свободный диктант с продолжением
При написании этого вида диктанта задача учащихся усложняется – от них требуется использовать языковое явление не только в тексте диктанта, но и в его продолжении. Как и в восстановленном диктанте с продолжением. Задание для продолжения не должно предполагать объёмного текста.
Как следует оценивать такой диктант?
Восстановленный диктант
Этот вид работы вырабатывает умение выделять компоненты текста, по которым его можно воспроизвести. Цель диктанта – отработка понятия тематического единства – одного из основных текстовых признаков, усвоение изучаемых языковых явлений, развитие умения формулировать предложение, воссоздавать текст.
Для диктанта используют текст, в котором тематическими словами являются слова, содержащие изучаемую орфограмму или слова, определяющие стиль текста.
Методика проведения диктанта такова. Сначала учитель мотивирует учащихся на выполнение диктанта – поиск опорных слов в тексте, по которым его можно было бы восстановить. Дети слушают текст, а затем учитель задаёт вопросы на понимание текста: о чём текст, чем он интересен?
На следующем этапе работы дети вновь слушают текст и выписывают тематические слова (самостоятельно или коллективно) на доску или/и в тетрадь, анализируют, объясняют правописание. После этого переходят к основному этапу работы – собственно записи текста по опорным (тематическим) словам.
Проверка диктанта осуществляется традиционным способом: учитель читает текст, дети проверяют написанное.
Восстановленный диктант близок к изложению по опорным словам тем, что в процессе работы производится поиск и анализ тематических слов.
Восстановленное списывание – хорошее упражнение для развития памяти, логического мышления.