Тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: гормоны и медиаторы иммунной системы играют важную роль в регуляции многих защитных реакций организма и обеспечивают взаимодействие между клетками.

Система «эндогенных иммуномодуляторов» постоянно пополняется новыми продуктами. Многие из них оцениваются при целом ряде заболеваний человека, например провоспалительные цитокины. В качестве лекарственных средств они внедряются в клиническую практику (ИЛ-2, КСФ, ИФН и др.) для лечения наиболее тяжелых заболеваний человека. В связи с этим, знание основных гормонов и медиаторов иммунной системы необходимо для понимания механизмов иммунитета в норме и при патологии.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать: основные клетки-продуценты гормонов и медиаторов иммунной системы (ИЛ-1,2,3,4,6, ФНО и др.), структуру, свойства, роль эндогенных иммуномодуляторов в регуляции иммунного ответа.

III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: решать проблемные задачи по данной теме, уметь объяснять генез изменений иммунологических показателей при гипо- или гиперпродукции цитокинов.

IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:к практическому занятию студент должен повторить:

"Гистология", под редакцией Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной.

Гл. IX - "Иммунная система и клеточные взаимодействия в иммунных реакциях" с. 239 - 247.

V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1) Классификация, терминология, свойства, клетки-продуценты цитокинов.

2) Основные компоненты системы цитокинов.

3) Наиболее важные представители цитокинов (ИЛ-1, 2,3,4,5,6, ИФН, ФНО и другие, биологическое значение.

4) Роль гормонов и медиаторов иммунной системы в регуляции иммунных реакций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

После разбора теоретических вопросов темы, студенты знакомятся с методами определения цитокинов (ИФА и др.), самостоятельно решают ситуационные задачи.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

1) А.А. Ярилин «Основы иммунологии», учебник для студентов медвузов, 1999 г.;

2) Р.В. Петров «Иммунология», учебник для студентов медвузов 1987 г.;

3) Д.К. Новиков «Медицинская иммунология», 1998 г., разд. 1.

4) «Медицинская микробиология», учебное пособие под ред. А.М. Королюка,

с. 83 – 87.

5) Лекция.

Дополнительная:

6) В.Г. Галактионов «Иммунология», 1998 г., гл. 7;

7) А. Ройт «Основы иммунологии», 1991 г., гл. 8,9;

8) Л.В. Ковальчук, Л.В. Ганковская и др. «Система цитокинов», пособие для студентов, М., 1999.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1) Дать определение понятию "эндогенные иммуномодуляторы", цитокины.

2) Перечислить свойства цитокинов.

3) Назовите основные компоненты системы цитокинов.

4) Почему различные цитокины могут выполнять одну и ту же функцию?

5) Каковы механизмы функционирования сети цитокинов.

6) Перечислить клетки-продуценты наиболее важных цитокины.

7) Клетки продуценты ИЛ-1, структура ИЛ-1.

8) Какое биологическое значение ИЛ-1?

9) Назвать клетки продуценты ИЛ-2, строение.

10) Какое биологическое значение ИЛ-2?

11) Назвать клетки продуценты ИЛ-3,4.

12) Какое биологическое значение имеют ИЛ-3, ИЛ-4,5, 7,8, 10, 12, 13?

13) Перечислить клетки продуценты ИЛ-6.

14) Назвать основные свойства ИЛ-6.

15) Назвать клетки продуценты ФНО, альфа, гамма - ИФН.

16) Каково биологическое значение ФНО?

17) Каково биологическое значение альфа, гамма – ИФН?

18) Перечислите тимические факторы.

19) Каково биологическое значение тимических факторов?

20) Каково биологическое значение колониестимулирующих факторов?

21) Каково биологическое значение хемокинов?

22) Каково биологическое значение факторов роста?

23) Охарактеризуйте дефекты в системе цитокинов при различных патологиях.

24) Перечислите методы определения цитокинов в биологических жидкостях.

20) Приведите примеры практического применения цитокинов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1) Нарисуйте схему «Клетки-продуценты цитокинов».

2) Проблемная задача №1.

Обострение бронхиальной астмы сопровождается увеличением содержания

ИЛ-1, ИЛ-2 в периферической крови. Объясните важность данных показателей для оценки иммунного статуса и эффективности лечения у больных БА.

Проблемная задача №2.

Развитие инфекционных заболеваний у человека сопровождается увеличением синтеза провоспалительных цитокинов (в первую очередь ИЛ-1, ФНО-альфа). К каким последствиям для организма приводит это при сепсисе?

С повышенным уровнем какого цитокина коррелирует неблагоприятный исход сепсиса?

ПРИЛОЖЕНИЕ

тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 6. Действие цитокинов на клетки-мишени (Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., 2001г.).

 
  тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 7. Система цитокинов. (Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., 2001г.).

тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 8. Цитокиновый профиль Т-лимфоцитов.

тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 9. Цитокины в регуляции клеточной цитотоксичности и ГЗТ (Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., 2001г.).

тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 10. Каскад провоспалительных цитокинов (Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., 2001г.).

ТЕМА: ИММУННЫЙ ОТВЕТ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: иммунный ответ занимает наиболее важное место в разделе теоретической иммунологии, т.к. посредством иммунного ответа осуществляется специфическая защита организма от генетически чужеродных агентов и обеспечивается постоянство внутренней среды организма. Нарушения иммунного ответа ведут к развитию различных заболеваний (инфекционных, онкологических, аллергических, аутоиммунных и других). Знание особенностей кооперации клеток в иммунном ответе в норме и при патологии необходимо для понимания патогенеза различных заболеваний, их диагностики и лечения.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать различные виды иммунного ответа (гуморального и клеточного), динамику антителопродукции при первичном и вторичном иммунном ответе, механизмы регуляции иммунного ответа.

III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: решать проблемные задачи по данной теме, уметь объяснять патогенез нарушений при некоторых заболеваниях (гнойно-септических, аллергических и др.).

IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:к практическому занятию студент должен повторить:

"Гистология", под редакцией Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной.

Гл. IX - "Иммунная система и клеточные взаимодействия в иммунных реакциях" с. 239 - 247. Разделы: Т, В – системы иммунитета, антигены и антитела, АПК, гормоны и медиаторы иммунной системы.

V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

I) Типы иммунного ответа:

1) Гуморальный

- на тимусзависимые антигены

- на тимуснезависимые антигены

2) Клеточный (реакции ГЗТ, цитотоксические реакции).

3) Кооперация клеток в иммунном ответе.

4) Медиаторы на разных этапах иммунного ответа

II) Иммунологическая память.

III) Динамика продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе.

IV) Регуляция иммунного ответа:

- образование антиидиотипических антител

- активация Тс

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

После разбора теоретических вопросов темы, студенты решают ситуационные

задачи.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

1) А.А. Ярилин «Основы иммунологии», учебник для студентов медвузов, 1999 г.;

2) Р.В.Петров «Иммунология», учебник для студентов медвузов 1987 г.;

3) Д.К. Новиков «Медицинская иммунология», 1998 г., разд. 5.

4) Лекция.

Дополнительная:

5) В.Г. Галактионов «Иммунология», 1998 г., гл. 9;

6) А. Ройт «Основы иммунологии», 1991 г., гл. 8, 9;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1) Назовите типы иммунного ответа.

2) Назовите виды гуморального иммунного ответа.

3) Какие клетки могут представлять Аг?

4) С какими клетками взаимодействует тимусзависимый Аг?

5) Охарактеризуйте понятие процессинг Аг.

6) Что такое феномен двойного распознавания?

7) Какие сигналы необходимы для активации наивных Тх?

8) Какие клетки могут активироваться после взаимодействия с Тх1?

9) Что необходимо 1для активации Тх2?

10) Какие сигналы необходимы для активации В лимфоцитов?

11) Иммуноглобулины каких классов синтезируются на тимусзависимые аг при первичном иммунном ответе?

12) Какие классы иммуноглобулинов синтезируются при вторичном иммунном ответе?

13) С какими клетками могут взаимодействовать тимуснезависимые Аг?

14) Охарактеризуйте гуморальный иммунный ответ на тимуснезависимые антигены.

15) Какие иммуноглобулины вырабатываются на тимуснезависимые Аг?

16) Что такое иммунологическая память?

17) В каких случаях образуются клетки памяти?

18) Охарактеризуйте понятие первичного и вторичного иммунного ответа.

19) Охарактеризуйте механизмы развития цитотоксического ответа.

20) Назовите сигналы, необходимые для активации пЦТЛ.

21) Какие цитокины принимают участие в развитии реакций клеточной цитотоксичности?

22) Опишите механизмы развития реакций ГЗТ.

23) В основе развития каких заболеваний лежат реакции ГЗТ?

24) Перечислите механизмы регуляции иммунного ответа.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1) Нарисовать схему гуморального иммунного ответа на тимусзависимый антиген.

2) Нарисовать график продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе.

 
 

 
Р Рис. 11. Распознавание антигена, ассоциированного с продуктами главного комплекса Г гистосовместимости, Т-клеточными антигенраспознающими рецепторами. Р ТКР - Т-клеточный рецептор, АПК - антигенпредставляющая клетка

тема: гормоны и медиаторы иммунной системы. их роль в иммунном ответе - student2.ru

Рис. 12. Схема гуморального иммунного ответа на тимусзависимый антиген.

Наши рекомендации