Рекомендации по оцениванию ответа студента

БИОЛОГИЯ – XI класс

Экзаменационные билеты по биологии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание билетов опирается на составляющие ядро биологического образования знания о методах биологии, биосистемах и уровнях организации живой природы, они отражают цели изучения курса биологии, его содержание, требования к уровню подготовки выпускника, развитие его логического мышления и творческого потенциала. Содержание предложенного экзаменационного материала не выходит за рамки стандарта.

В билетах предусмотрены вопросы и задания, проверяющие не только теоретические знания и практические умения, но и способность учащихся обобщать, аргументировать, сравнивать и творчески применять биологические знания.

Содержание билетов нацелено на выявление знания учащимися теоретических закономерностей, базирующихся на фактическом материале из основной школы. Вопросы за основную школу носят обобщающий характер. Это не исключает возможности объединения в одном вопросе сведений из разных тем и разделов курса. Именно такого рода вопросы дают возможность наиболее объективно оценить знания учащихся.

Вопросы билетов сформулированы лаконично, охватывают содержание всех разделов курса биологии. Билет включает четыре вопроса: два – на проверку теоретических знаний и один вопрос контролирует практические умения применять знания в измененной и новой ситуации при решении биологических задач.

На подготовку выпускника к ответу требуется 30–50 минут, при этом примерно половина времени отводится на решение задач.

Рекомендации по оцениванию ответа студента

Ответ студента оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из четырех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые являются ориентиром.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу и может применить их для обоснования значения методов биологической науки в познании живой природы, биосистем, клеточной и хромосомной теорий, мутационной и модификационной изменчивости, для установления взаимосвязи строения и функций химических веществ, гена, генетического кода, движущих сил эволюции, объяснения направления и результатов эволюции, видообразования и формирования приспособленности организмов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.

Третий и/или четвертый вопрос предусматривает проверку умений учащихся решать элементарные задачи по цитологии, генетике, экологии; составлять цепи питания и раскрывать значения звеньев этой системы.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за верное решение задачи, правильное выполнение практической части задания и объяснение его результатов.

Отметка «4» ставится в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки в решении задачи, объяснении полученного результата, если в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания учащийся допускает существенные ошибки при решении задачи, обосновании процесса и явления, объяснении результата опыта, и в целом справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.

Отметка «2» ставится за неверное решение задачи и неумение выполнить практическое задание, объяснить его результаты.

Билеты по биологии для студентов первого курса ГПОУ «Сыктывкарский медицинский колледж им.И.П. Морозова» на базе 9 классов по специальности «Сестринское дело»

Билет № 1

1. Аминокислотный состав и структуры молекулы белка. Многофункциональность белков и ее причина.

2. Мутации, их виды и причины возникновения. Роль мутаций в эволюции и селекции.

3. Решите задачу. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

4. Чем объясняются периодические колебания численности особей в популяциях?

.

Билет № 2

1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его сущность и значение. Фазы фотосинтеза, их химизм и энергетика.

2. Вид – надорганизменная система. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции.

3. Решите задачу. У плодовой мухи дрозофилы белоглазость наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Скрестили белоглазую самку с красноглазым самцом. Определите (в процентах) количество белоглазых самцов в потомстве.

4. Человечество тысячелетиями борется с инфекциями, переносчиками заболеваний, вредителями сельского хозяйства (крысами, клещами, бактериями, грибами и др.). Почему же до сих пор не истреблены опасные бактерии, животные и растения и др.

Билет № 3

1. Вирусы – неклеточные формы жизни. Особенности их строения и функционирования. Вирус СПИДа. Профилактика ВИЧ-инфекции.

2. Приспособленность организмов к совместному проживанию в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах как основа их устойчивости.

3. Решите задачу. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

4. Почему не состоятельны теории, утверждающие ,что генетические различия между расами людей подтверждают их неравноценность? Какие существуют гипотезы происхождения рас человека?

Билет № 4

1. Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества, их значение в клетке. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

2. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

3. Решите задачу. У большинства пород овец ген белой окраски (А) доминирует над геном чер­ной окраски (а). Белый баран скрещен с двумя ярками. Одна из них была черной и принесла ягнят, половина которых была черной, а половина белой. Вторая ярка была белой. Большая часть ее ягнят оказалась белой, меньшая -черной. Каковы генотипы Р и F1?

4. Решите задачу. Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК: Ц-Т-А-Т-А-Г-Т-А-А-Ц-Ц-А-А... удалить 9-й нуклеотид? Как называется такая мутация?

Билет № 5

1. Генетическая информация в клетке. Ген, генетический код. Свойства генетического кода.

2. Перенос веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети питания). Трофические уровни.

3. Решите задачу. Ген серповидноклеточной анемии S, ответственный за синтез эритроцитов серповидноклеточных. Ген s - определяет развитие нормальных эритроци­тов. Гетерозиготы - практически здоровые люди. В брак вступили мужчина и женщина, гетерозиготные по данному гену. Какое можно ожидать у них потомство в процентном соотношении?

4.Что нужно сделать, чтоб отнести двух внешне похожих особей к одному или разным видам? Приведите пример. Кто такие виды-двойники?

Билет № 6

1. Взаимосвязь строения и функций углеводов и липидов. Регуляция углеводного и липидного обмена в организме человека.

2. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем при моногибридном скрещивании, их цитологические основы.

3. Решите задачу. У кур полосатая окраска доминирует над сплошной белой, этот ген находит­ся в W-хромосоме. Белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили в потомстве полосатых петухов и кур. Что получится, если полученных птиц скрестить между собой?

4. Решите задачу. Часть молекулы и-РНК состоит из кодонов ААУ УАЦ ЦЦГ ГАУ ААГ...
Каковы будут триплеты антикодонов т-РНК, комплементарные этому участ­ку и-РНК? Какие аминокислоты они кодируют?

Билет № 7

1. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

2. Образование новых видов. Способы видообразования.

3. Решите задачу. У человека курчавые волосы доминируют над прямыми. У гетерозигот - волнистые волосы. Мужчина, гетерозиготный по этому признаку, женился на такой же женщине. Какие возможны у них потомки, в каком соотноше­нии? Проявление какого закона наблюдаем?

3. На большой глубине в океане практически нет растительных организмов. Однако здесь обитают различные животные: губки, гидроидные полипы, роговые кораллы, двустворчатые моллюски, кольчатые черви, крабы, донные рыбы и др. Как можно объяснить отсутствие растений и что служит пищей для живущих здесь животных?

Билет № 8

1. Строение и функции хромосом. Кариотип. Хромосомный набор соматических и половых клеток.

2. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота кислорода, углерода и воды).

3. Рассмотрите рисунок с изображением стадий зародышевого развития позвоночных животных. Какие особенности эмбрионального развития животных свидетельствуют о единстве происхождения позвоночных? На каких этапах развития обнаруживаются признаки типа, класса, отряда, вида? О чем они свидетельствуют?

4. Решите задачу. Черная окраска у кошек определяется аллелем В, а рыжая - аллелем в. Эти аллели взаимодействуют друг с другом по типу кодоминирования и сочета­ние Вв обусловливает пятнистую окраску кошек. Локализованы эти аллели в Х-хромосоме. Какова будет окраска котят, полученных при скрещивании: 1) черной кошки и рыжего кота; 2) рыжей кошки и черного кота; 3) пятни­стой кошки и рыжего кота.

Билет № 9

1. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

2. Синтетическая теория эволюции. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, дрейф генов, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.

3. Решите задачу. На звероферме были взяты 6 серых кроликов-самок и скрещены с черным самцом (черная окраска шерсти – рецессивный признак). У 5 самок все потомство состояло из серых кроликов. У одной самки из 9 кроликов 5 оказалось черных и 4 серых. Определите генотипы родителей и потомков во всех случаях скрещивания.

4. Гуморальная регуляция функций организма.

Билет № 10

1. Клеточный метаболизм, роль ферментов и АТФ в нем. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена в клетке.

2. Вклад Н.И. Вавилова в развитие генетики и селекции (учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости).

3. Решите задачу. У морских свинок курчавая шерсть определяется геном R, гладкая – r, короткая шерсть – L, длинная – l, черная – B, белая – b. Самец морской свинки, имеющий длинную черную курчавую шерсть, скрещен с самкой, шерсть которой курчавая короткая белая. В пометах получены: курчавые короткошерстные черные, курчавые длинношерстные черные, курчавые длинношерстные черные, гладкие короткошерстные черные, гладкие длинношерстные черные. Какой генотип имеют родители и схемой скрещивания докажите полученные фенотипы потомков.

4. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Билет № 11

1. Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории.

2. Пути и направления эволюции, их взаимосвязь. Причины биологического прогресса и биологического регресса.

3. Решите задачу. Отец и мать не страдают дальтонизмом и с третьей группой крови, а сын дальтоник с первой группой крови. Как это возможно, и какие фенотипы еще возможны в этом браке?

4. Экологические факторы и их значение.

Билет № 12

1. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана. Хромосомные карты.

2. Видовая и пространственная структура экосистем. Компоненты экосистемы, их взаимосвязи.

3. Решите задачу. У собак жесткая шерсть доминирует, мягкая шерсть – рецессивный признак. Два жесткошерстных родителя дали жесткошерстного щенка. С кем его нужно скрестить, чтоб узнать, имеет ли он в генотипе аллель жесткошерстности. Приведите возможные варианты скрещиваний.

4. Ферменты, общая характеристика. Факторы, влияющие на работу ферментов

Билет № 13

1. Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостности генотипов.

2. Агроэкосистемы, их компоненты. Пути повышения продуктивности агроэкосистем.

3. Решите задачу. Отец и мать не страдают дальтонизмом и с третьей группой крови, а сын дальтоник с первой группой крови. Как это возможно, и какие фенотипы еще возможны в этом браке?

4. Строение клеток прокариот. Особенности строения клеточной стенки прокариот.

Билет № 14

1. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем. Устойчивость и саморегуляция природных экосистем.

2. Биологическое значение размножения. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, использование знаний о размножении в практической деятельности человека.

3. Решите задачу. У душистого горошка высокий рост – Т доминирует над карликовым – t, зеленая окраска бобов (G) над желтой (g), круглая форма семян (R) над морщинистой (r). Какой фенотип гибридов F1 от скрещивания растения карликового с зелеными бобами и круглыми семенами с растением нормального роста, с желтыми бобами и круглыми семенами. В потомстве все растения имели круглые семена, были особи и с нормальным ростом и карлики, с зелеными и желтыми бобами. Определите генотипы родительских растений и приведите схему скрещивания.

4. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример такого скрещивания.

Билет № 15

1. Смена экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов. Первичные и вторичные сукцессии.

2. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.

3. Решите задачу. Отец и мать не страдают гемофилией и имеют вторую группу крови, а сын гемофилик с первой группой крови. Как это возможно, и какие еще фенотипы детей возможны в этой семье.

4. Решите задачу. Участок молекулы ДНК, кодирующего часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦ АТА ГТЦ ЦАА ГГА. Определите последовательность амино­кислот в полипептиде, процентное соотношение различных типов нуклеотидов в молекуле ДНК, длину гена.

Билет № 16

1. Мейоз, его фазы. Биологическое значение. Развитие половые клеток у животных.

2. Доказательства эволюции живой природы (палеонтологические, анатомо-морфологические, эмбриологические, биогеографические и др.).

3. Примером модели развития биоценоза служит заселение организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Какие организмы первыми поселятся на вулканическом острове? Как в дальнейшем будет происходить развитие биоценоза до его полного становления? Какие виды будут преобладать в зрелом сообществе?

4. Решите задачу. Женщина карликового роста вышла замуж за мужчину нормального роста. Мужчина - дальтоник, а женщина - нет. Какими будут их внуки, если их дети будут вступать в брак со здоровыми особями? Карликовый рост – аутосомно-доминантный признак.

Билет № 17

1. Макроэволюция. Основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растений.

2. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде

3. Решите задачу. Известно, что у дрозофилы гены серой окраски тела и нормальной длины крыльев располагаются в одной хромосоме. В лаборатории при скрещивании гетерозиготных серых длиннокрылых самок с черным короткокрылым самцом в потомстве оказалось 83 серых длиннокрылых мух, 79 черных короткокрылых, 18 черных длиннокрылых, 17 серых короткокрылых. Определите генотип родителей и потомства. Объясните причину возникновения четырех фенотипических групп особей.

4. Сравните ДНК и РНК

Билет № 18

1. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Последствия влияния мутагенов на организм человека. Защита окружающей среды от загрязнения мутагенами. Экологические болезни.

2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.

3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: гниющий пень, сойка, личинки насекомых, грибы, ястреб-перепелятник. Какой трофический уровень займет сойка в этой цепи питания? Постройте пирамиду энергии для данной цепи. Как изменяется численность организмов в данной цепи при переходе с одного пищевого уровня на другой?

4. У морских свинок курчавая шерсть доминирует над гладкой. У двух курчавых родителей появился курчавый потомок. С кем его нужно скрестить, чтоб узнать, имеет ли он в генотипе аллель гладкошерстности. Приведите возможные варианты скрещиваний.

Билет № 19

1. Основные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

2. Методы селекции, их генетические основы и использование в практике сельского хозяйства.

3. Среди первых широко применявшихся пестицидов после Второй мировой войны был ДДТ. В середине 60х гг. появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

4. Решите задачу. Отец и мать не страдают дальтонизмом и имеют третью группу крови, а сын дальтоник с первой группой крови. Как это возможно, и какие еще фенотипы детей возможны в этой семье.

Билет № 20

1. Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

2. Вклад Ивана Владимировича Мичурина в развитие селекции.

3. Сравните хромосомный набор мужского и женского организмов у разных групп животных. Млекопитающие: ♀ХХ , ♂ХУ; птицы: ♀ХУ , ♂ХХ; кузнечик: ♀ХХ , ♂ХО ; моль: ♀ХО , ♂ХХ. Определите, какой из полов в каждом случае является гетерогаметным. Объясните, почему соотношение полов в популяциях чаще всего равно 1:1. Ответ поясните на конкретных примерах.

4. Сравните процессы митоза и мейоза.

Билет № 21

1. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений онтогенеза.

2. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора и его результаты.

3. Решите задачу. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека наследуются как аутосомные рецессивные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй – гетерозиготен по этим признакам?

4. Решите задачу. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните.

Билет № 22

1. Многообразие клеток: прокариотные и эукариотные, автотрофные и гетеротрофные, их характеристика.

2. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая.

3. Решите задачу. В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении?

4. Решите задачу. У канареек сцепленный с полом ген В определяет зеленую окраску оперения, b - коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного гена С, его отсут­ствие - от с. Зеленого хохлатого самца скрестили с коричневой самкой без хохолка и зеленого самца без хохолка скрестили с хохлатой коричневой сам­кой. Каким будет их потомство в F1 и F2?

Билет № 23

1. Современная система органического мира. Основные систематические категории царств растений и животных.

2. Стадии энергетического обмена в клетке. Значение аэробного обмена веществ в эволюции организмов.

3. Решите задачу. У томатов гены, определяющие нормальную высоту стебля и шаровидную форму плодов, сцеплены и доминируют над карликовостью и грушевидной формой плодов. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды? Нарушения сцепления генов не происходит.

4. Вклад Николая Ивановича Вавилова в развитие селекции.

Билет № 24

1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем при дигибридном скрещивании, их цитологические основы.

2. Развитие половых клеток у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений, его сущность и значение.

3. Решите задачу. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов, можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие - доминантные гены и рост 180 см. Определить рост людей, гетерозиготных по всем трем парам гена роста.

4.В чем заключались различия во взглядах на эволюционный процесс Карла Линнея, Жана Батиста Ламарка и Чарльза Дарвина.

Билет № 25

1. Матричные реакции в клетке. Синтез ДНК и РНК.

2. Генетика пола. Соотношение полов. Наследование признаков, сцепленных с полом.

3. Нормальная женщина имеет сестру дальтоника. Может ли быть у нее сын с цветовой слепотой? Приведите цитологическое обоснование. Дальтонизм рецессивен, сцеплен с Х-хромосомой.

4. История становления вида Homo sapiens. Особенности эволюции человека.

Наши рекомендации