Химический состав морской воды и сыворотки крови
Вариант № 3
1. Задани. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение клеток печени человека?
1) генетика
2) эмбриология
3) цитология
4) физиология
Пояснение.
Строение клеток печени человека изучает — цитология.
Цитология — наука о строении, функциях и развитии клеток животных и растений, а также одноклеточных организмов и бактерий.
Генетика — наука о наследственности и изменчивости.
Эмбриология — наука, изучающая развитие зародыша.
Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем.
Ответ: 3
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 18.12.2014 Вариант БИ90101.
2. Задание. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?
1) производит питательные вещества
2) контролирует жизнедеятельность
3) запасает воду
4) поглощает энергию солнца
Пояснение.
А — ядро. Оно контролирует жизнедеятельность.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1307.
3. Задание. Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле
1) льна-долгунца
2) кукурузы
3) томата
4) тюльпана
Пояснение.
Льняные волокна относятся к лубяным волокнам. Из льна в зависимости технологии его обработки можно изготавливать любые ткани: от брезента до тончайшего батиста.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1319.
4. Задание. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?
1) насекомыми
2) ветром
3) водой
4) млекопитающими
Пояснение.
Семена клёна имеют крылатки и распространяются ветром
Ответ: 2
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 29.01.2015 Вариант БИ90402.
5. Задание. Основным отличием растений от животных является
1) способность к росту
2) способ питания
3) отсутствие покровной ткани
4) неклеточное строение
Пояснение.
Основным отличием растений от животных является способ питания: растения — автотрофы, а животные — гетеротрофы.
Ответ: 2
Источник: МИОО: Диагностическая работа по биологии 09.04.2014 вариант БИ90702.
6. Задание. Какую особенность в строении зелёной эвглены можно наблюдать и у хламидомонады?
1) чувствительный к свету глазок
2) большое и малое ядра
3) пищеварительную вакуоль
4) один жгутикПояснение.
У зеленой, так же как у некоторых видов хламидомонад, на переднем конце тела имеется еще одно образование в виде небольшого пятна яркого красно-коричневого цвета. Это стигма, или глазок. Некоторые наблюдения позволяют считать, что стигма представляет собой органоид, связанный с восприятием светового раздражения, и является по своей функции действительно клеточным глазком.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1318.
7. Задание. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
1) приспособлены к наземному размножению и развитию
2) имеют две пары рычажных конечностей
3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
4) имеют развитую нервную систему
Пояснение.
Пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи) приспособлены к наземному размножению и развитию. Они имеют внутреннее оплодотворение, размножаются на суше, откладывая кожистые яйца с большим количеством питательного вещества.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.
8. Задание. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) естественный отбор
2) борьба за существование
3) наследственная изменчивость
4) трудовая деятельность
Пояснение.
Есть два основных типа факторов антропогенеза.
Биологические факторы: изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и т. п.
Основные социальные факторы: труд и коллективная деятельность (общественный образ жизни, использование орудия труда), мышление, использование огня, развитие речи.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
9. Задание. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной
2) кровеносной
3) выделительной
4) нервной
Пояснение.
На рисунке изображён нейрон, являющийся основой нервной системы.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.
10. Задание . Какой цифрой на рентгенограмме отмечен коленный сустав?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
1 — коленный сустав
2 — голеностопный сустав
3 — лучезапястный сустав
4 — локтевой сустав
Ответ: 1
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 27.01.2014 вариант БИ90302.
11. Задание. Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета
1) искусственного активного
2) искусственного пассивного
3) естественного врождённого
4) естественного приобретённого
Пояснение.
Препарат ослабленных возбудителей заболевания (вакцина) приводит к формированию иммунитета искусственного активного (т.к. организм «переболевает» в легкой форме и вырабатывает антитела)
Ответ: 1
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 20.02.2015 Вариант БИ90501.
12. Задание. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
1) содержат створчатые клапаны
2) стенка образована одним слоем клеток
3) имеют полулунные клапаны
4) стенка образована развитым мышечным слоем
Пояснение.
По строению лимфатические сосуды напоминают вены, но имеют более тонкие стенки и большее число полулунных клапанов для предотвращения оттока лимфы.
Ответ: 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.
13. Задание. Просветы главных бронхов не сужаются вследствие того, что имеют
1) утолщения соединительнотканной оболочки
2) хрящевые полукольца
3) кольца из хряща и плотной соединительной ткани
4) участки, образованные многослойным эпителием
Пояснение.
Средняя оболочка бронхов — мышечно-хрящевая. Данная оболочка выполняет роль механического каркаса. Хрящевые колечки создают вид гофрированного шланга. Хрящевая ткань бронхов препятствует спаданию просвета бронхов при перепадах давления воздуха в легких. Так же хрящевые колечки, связанные гибкой соединительной тканью обеспечивают мобильность и гибкость бронхиального дерева.
Ответ: 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1308.
14. Задание. Какая(-ие) структура(-ы) кожи выполняет(-ют) выделительную функцию?
1) корни волос
2) сальные железы
3) роговой слой клеток
4) мышечные волокна
Пояснение.
Выделительная функция кожи преимущественно обеспечивается деятельностью потовых желез и, в меньшей степени, сальных желез.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.
15. Задание. Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание сладкого вкуса?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
1 — горькое
2 — кислое
3 — соленое
4 — сладкое
Ответ: 4
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 28.04.2014 вариант БИ90802.
16. Задание. При формировании условного рефлекса у собаки на жест команды «Сидеть!» и подкреплении этой команды лакомством временная связь формируется между следующей парой нервных центров:
1) слуха и обоняния
2) зрения и пищеварения
3) слуха и осязания
4) равновесия и произвольных движений
Пояснение.
Наблюдается рефлекс на жест, значит, активируется зрительный центр КБП, и лакомство активирует вкусовой центр (пищеварения).
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.
17. Задание. Что нужно делать, чтобы не заразиться бычьим цепнем?
1) регулярно пить антибиотики
2) есть только парное мясо
3) есть хорошо прожаренное мясо
4) пить много сладкого чая
Пояснение.
Цикл развития бычьего цепня.
Он паразитирует в тонком кишечнике. Его членики, как правило, выходят из организма вместе с испражнениями. Яйца выходят наружу точно таким же образом. Попадая в окружающую среду, членики заражают ее и делают крайне опасной. Часто личинки паразита можно обнаружить на траве пастбищ, где пасется крупный рогатый скот. Попадая в организм животных, личинки (цистицерки или финны) могут осесть в их мышцах.
Заражение же человека происходит тогда, когда он съедает мясо животного-носителя заразы. Опасно только сырое или полусырое мясо, так как в хорошо проваренном или прожаренном мясе личинки не сохраняются. Цистицерки бычьего цепня, попав в кишечник человека, крепятся к его стенкам, а три месяца спустя из них появляется взрослый половозрелый червь. Дальнейшее развитие бычьего цепня, а также его рост происходят очень и очень быстро.
Ответ: 3.
Ответ: 3
18. Задание. Для форели биотическим фактором будет являться
1) наличие планктона
2) температура воды
3) понижение уровня воды в водоёме
4) концентрация кислорода в воде
Пояснение.
Под цифрой 1 — биотические факторы окружающей среды — факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.
Под цифрами 2, 3 и 4 — абиотические факторы.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
19. Задание. Как получают энергию редуценты (разрушители)?
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они питаются растущими растениями.
3) Они используют энергию солнца.
4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.
Пояснение.
Редуценты — организмы (сапрофиты), минерализующие мёртвое органическое вещество, т. е. разлагающие его до более или менее простых неорганических соединений; подавляющее большинство редуцентов — микроорганизмы, обитающие в почве, воде.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.
20. Задание. Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время в часах, а по оси у – доля сохранившейся в памяти информации (в %))
Какое из приведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 24 до 40 часов? Значения кривой в данном интервале
1) не изменяются
2) сначала очень резко снижаются, а затем не изменяются
3) плавно снижаются
4) сначала очень резко снижаются, а затем снижение происходит плавно
Пояснение.
в интервале от 24 до 40 часов показатели плавно снижаются
Ответ: 3
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 29.01.2015 Вариант БИ90401.
21. Задание. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
… | образование секреторных пузырьков |
митохондрия | синтез АТФ |
1) рибосома
2) шероховатая ЭПС
3) лизосома
4) аппарат Гольджи
Пояснение.
Аппарат Гольджи — образование секреторных пузырьков
митохондрия — синтез АТФ
рибосома — синтез белка
шероховатая ЭПС — транспорт веществ (белков)
Ответ: 4
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 28.04.2014 вариант БИ90802.
22. Задание. Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?
А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции.
Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Верно А. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Б — не верно.
Ответ: 1
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 28.04.2014 вариант БИ90801.
23. Задание. Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижают интенсивность обмена веществ
2) увеличивают содержание сахара в крови
3) сужают сосуды кожи
4) урежают дыхание
5) учащают сердечные сокращения
6) усиливают волнообразные движения кишечника
Пояснение.
Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека.
Варианты 2, 3, 5 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мобилизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для выполнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебиение и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в глюкозу необходимую для активных действий.
Варианты 1, 4, 6 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпатической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в запасы гликогена.
Ответ: 235
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.
24. Задание. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства высших растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) активно перемещаются
2) имеют органы и ткани
3) органические вещества получают путём фотосинтеза
4) поворачиваются в сторону от солнца
5) могут фотосинтезировать в темноте
6) в клетках имеется целлюлозная клеточная стенка
Пояснение.
Признаки высших растений: имеют органы и ткани, органические вещества получают путём фотосинтеза, в клетках имеется целлюлозная клеточная стенка.
Ответ: 236.
Примечание.
Пункты 3 и 6 характерны не только для высших, но и для низших растений тоже.
Ответ: 236
Источник: МИОО: Диагностическая работа по биологии 04.12.2013 вариант БИ90402.
25. Задание. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) обыкновенный уж | 1) прямое |
Б) заяц-беляк | 2) непрямое |
В) майский жук | |
Г) гребенчатый тритон | |
Д) бурый медведь |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым (сопровождается метаморфозом (превращение)).
При прямом развитии вновь появившийся организм по строению похож на родительский и отличается от него только размерами и неполным развитием органов. Прямое развитие свойственно человеку и другим млекопитающим, птицам, пресмыкающимся.
Ответ: 11221
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
26. Задание. Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) клеточный
2) тканевый
3) организменный
4) органный
5) молекулярный
Пояснение.
5) молекулярный → 1) клеточный → 2) тканевый → 4) органный → 3) организменный
Ответ: 51243
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 06.04.2015 Вариант БИ90701.
27. Задание. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДНК
Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар – __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).
Перечень терминов
1) рибоза
2) аминокислота
3) рибосома
4) урацил
5) нуклеотид
6) дезоксирибоза
7) пластида
8) тимин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат НУКЛЕОТИД (А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар –дезоксирибоза (Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и тимин (В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и пластидах(Г).
Ответ: 5687
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 29.01.2015 Вариант БИ90401.
28. Задание 28 № 605. Рассмотрите фотографию листа черёмухи. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Лист черемухи: черешковый, перистый, цельной, овальный, цельнокрайний.
Ответ: 14421
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.
29. Задание. Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:
1) Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?
2) К каким систематическим группам относятся возбудители малярии и сонной болезни?
3) Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?
Простейшие — возбудители болезней человека Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амёбы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы — сонную болезнь, малярийный плазмодий — малярию.
Эпидемии некоторых из этих болезней приносят множество бед человечеству. В прошлые века, да и сегодня в ряде стран возникает проблема борьбы с этими тяжёлыми заболеваниями. Дело в том, что эти заболевания могут передаваться как от человека к человеку, так и от животного-переносчика к человеку.
Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.
Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.
Антропонозы победить можно. Достаточно вылечить всех, кто болеет или привить людей от конкретного заболевания. Так победили оспу, полиомиелит. А вот амёбиазы, вызываемые амёбной дизентерией, победить пока не удаётся. Хотя, казалось бы, это достаточно просто. Если не пить воду из стоячих, непроверенных водоёмов, хорошо мыть фрукты и овощи, а также руки перед едой, то опасность заболеть амёбной дизентерией сводится к минимуму. При этом надо знать, что амёбная дизентерия переносится только от человека к человеку при непосредственных контактах.
Как же предупредить инфекционные природно-очаговые заболевания? Уничтожить всех мух цеце, которые переносят возбудителей сонной болезни или, всех малярийных комаров — невозможно. Прививок от малярии пока нет. Однако способы борьбы с ними существуют. На сегодня самым эффективным методом борьбы с переносчиками малярии и лихорадкой, от которых страдает ежегодно до 50 миллионов человек в тропических странах, является ДДТ — инсектицид, синтезированный ещё в XIX веке и активно используемый для борьбы с насекомыми в XX веке. Но ДДТ очень медленно
разлагается и накапливается в растениях, организмах животных и человека, а также в окружающей среде. Сегодня использование ДДТ практически запрещено во всём мире, но для африканских стран, например Танзании, использование ДДТ разрешено, поскольку этот инсектицид является единственным эффективным методом борьбы с малярийными комарами.
Пояснение.
1) Природно-очаговые заболевания представляют собой систему из
трёх звеньев, два из которых
– переносчика и возбудителя
– очень сложно уничтожить.
2) Возбудитель малярии
– малярийный плазмодий
– относится к саркодовым,
а трипаносома
– возбудитель сонной болезни
– к жгутиковым.
3) Переносчик малярии
– малярийный комар, а сонной болезни
– муха цеце.
Источник: МИОО: Диагностическая работа по биологии 09.04.2014 вариант БИ90702.
30. Задание. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Химический состав морской воды и сыворотки крови
Химические элементы и их соединения | Морская вода (%) | Сыворотка крови (%) |
Натрий (Na) | 30,5 | 39,0 |
Магний (Mg) | 3,8 | 0,5 |
Кальций (Ca) | 1,2 | 1,0 |
Калий (K) | 1,8 | 2,6 |
Хлор (Cl) | 55,2 | 45,0 |
Кислород (O) | 5,6 | 9,9 |
Другие элементы и соединения | 1,9 |
1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?
2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?
Пояснение.
1. натрий, калий, кислород;
2. хлор;
3. никакие из указанных.
Задание. Пётр и Василиса решили совершить велосипедную прогулку до полянки в лесу, на которой они собрались устроить пикник. Ехать на велосипеде они собрались не спеша, так что дорога до полянки и обратно должна занять у них около 3 часов. Сколько и каких продуктов Вы порекомендуете им взять с собой, чтобы вернуться обратно не голодными? Распишите меню пикника и свои расчёты. Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
На 100 г продукта
Таблица 3