Происхождение эукариот
Вариант № 4
1. Задание. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) наблюдение
Пояснение.
Он измеряет пульс.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: Демонстрационная версия ГИА—2014 по биологии.
2. Задание. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции: ?
1) угарного газа
2) углекислого газа
3) хлорофилла
4) кислорода
Пояснение.
Описан процесс окисления глюкозы (дыхание):
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.
3. Задание. На каком из рисунков представлен фрагмент тела гриба подосиновика?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
3 — шляпочный гриб (подосиновик);
1 — дрожжи; 2 — мукор; 4 — пеницилл.
Ответ: 3
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 28.04.2014 вариант БИ90802.
4. Задание. Растения, в отличие от животных, в процессе питания НЕ используют
1) энергию солнечного света
2) минеральные соли
3) углекислый газ и воду
4) готовые органические вещества
Пояснение.
Подразумевается ответ под номером 4, т. к. растения в процессе минерального питания создают органические вещества, т. е. являются автотрофами.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1329.
5. Задание. Какой тип плода у паслёна?
1) коробочка
2) орех
3) костянка
4) ягода
Пояснение.
Плод у паслена — ягода.
У Пасленовых два типа плодов: коробочка и ягода. У паслена, томата, картофеля — плод ягода.
Коробочка — плод Пасленовых (например, у беладонны); костянка — плод Розоцветных; орех — плод семейства Ореховых (например, грецкого ореха)
Ответ: 4
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 18.12.2014 Вариант БИ90102.
6. Задание. Животное, имеющее мягкое на ощупь нечленистое тело, раковину и мантию, относят к типу
1) Кольчатые черви
2) Хордовые
3) Членистоногие
4) Моллюски
Пояснение.
Моллюски — широко распространенные вторичнополостные, беспозвоночные животные. Тело их мягкое, нерасчлененное, у большинства оно подразделяется на головку, туловище и ногу. Главными признаками моллюсков является наличие у большинства видов известковой раковины и мантии кожной складки, прикрывающей внутренние органы.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1331.
7. Задание. Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1) жабры
2) лёгкие
3) воздушные мешки
4) трахеи
Пояснение.
На рисунке изображен крокодил (Пресмыкающееся), органы дыхания которого представлены лёгкими.
Ответ: 2
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 06.04.2015 Вариант БИ90702.
8. Задание. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
Пояснение.
Диафрагма является характерным анатомическим признаком млекопитающих. Играет важную роль в процессе дыхания.
Лёгочное дыхание, признак многих классов начиная с Земноводных; головной и спинной мозг — признак многих классов начиная с Рыб. Замкнутая кровеносная система есть и у Кольчатых червей.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.
9. Задание. Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?
1) эпителиальной
2) поперечнополосатой
3) хрящевой
4) костной
Пояснение.
По микроскопическому строению костное вещество представляет особый вид соединительной ткани (в широком смысле слова), костную ткань, характерные признаки которой: твёрдое, пропитанное минеральными солями волокнистое межклеточное вещество и звездчатые, снабжённые многочисленными отростками, клетки.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1306.
10. Задание. К механической функции костей скелета человека относят
1) движение
2) участие в иммунитете
3) обмен солей
4) кроветворение
Пояснение.
Скелет выполняет механические и биологические функции.
Механические функции:
— опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;
— функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);
— рессорную функцию — за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;
— защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.
Биологические функции:
— кроветворную функцию — красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;
— запасающую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1305.
11. Задание. Процесс свёртывания крови начинается с
1) разрушения тромбоцитов
2) понижения давления крови в сосуде
3) накопления в сосуде венозной крови
4) превращения фибрина в фибриноген
Пояснение.
Процесс свёртывания крови начинается с разрушения тромбоцитов
Ответ: 1
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 06.04.2015 Вариант БИ90702.
12. Задание. В каком(-их) сосуде(-ах) давление крови наибольшее?
1) в капиллярах
2) в верхней полой вене
3) в нижней полой вене
4) в плечевой артерии
Пояснение.
В плечевой артерии человека систолическое давление составляет 110−125 мм рт. ст., а диастолическое — 60—85 мм рт. ст. У детей давление крови значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносной системы, а следовательно, и ниже давление крови. После 50 лет максимальное давление повышается до 130—145 мм рт. ст.
В мелких артериях и артериолах из-за большого сопротивления току крови кровяное давление резко снижается и составляет 60—70 мм рт. ст., в капиллярах оно еще ниже — 30—40 мм рт. ст., в мелких венах составляет 10−20 мм рт. ст., а в верхней и нижней полых венах в местах впадения их в сердце давление крови становится отрицательным, т. е. ниже атмосферного давления на 2−5 мм рт. ст.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1307.
13. Задание. Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в
1) диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры
2) осуществлении вдоха и выдоха
3) выделении энергии при окислении органических веществ в клетках
4) присоединении кислорода к молекулам гемоглобина
Пояснение.
Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с высвобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду.
Главная роль дыхания — обеспечение организма энергией. Источником энергии являются органические соединения, которые поступают в организм с пищевыми веществами. Дыхание обеспечивает высвобождение этой энергии. Энергия высвобождается на последнем этапе (тканевом дыхании) при окислении органических соединений.
Ответ: 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1307.
14. Задание. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец
2) собирательная трубка
3) почечная артерия
4) капсула нефрона
Пояснение.
Цифрой 1 обозначена почечная артерия.
Нефрон представляет собой тончайший эпителиальный каналец, расширенный конец которого в виде микроскопически маленькой двустенной чашечки (капсулы Боуме-на-Шумлянского) слепо замкнут, а другой конец открыт в лоханку. Между эпителиальными стенками чашечки находится узкая полость, переходящая в просвет извитого канальца первого порядка. В мозговом веществе почки каналец выпрямляется и в середине изгибается на 180°, образуя петлю Генле. В петле две части: нисходящее и восходящее колена. Конец восходящего колена петли Генле, достигнув коркового слоя, извивается рядом с чашечкой своего же нефрона, образуя извитой каналец второго порядка, который переходит в собирательную трубочку.
К каждой чашечке подходит приносящая артериола, которая в ее углублении распадается на капиллярную сеть, называемую сосудистым клубочком.
Ответ: 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1309.
15. Задание. В глазном яблоке человека за зрачком следует
1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) передняя камера
4) сетчатка
Пояснение.
Предложенный список по порядку: роговица, передняя камера, радужная оболочка со зрачком, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
Ответ: 1.
Ответ: 1
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
16. Задание. Какой процесс характерен для человека, находящегося в состоянии быстрого сна?
1) торможение в восприятии внешних раздражителей
2) повышение давления крови
3) снижение частоты дыхания
4) расслабление мышц
Пояснение.
Быстрый сон — самая последняя стадия в цикле сна. Усиливается мозговой кровоток, на фоне глубокого мышечного расслабления наблюдается мощная активация вегетатики. Помимо тонических компонентов стадии быстрого сна, выявляются фазические компоненты — быстрые движения глазных яблок при закрытых веках, мышечные подергивания в отдельных группах мышц, резкие изменения частоты сердечных сокращений (от тахикардии к брадикардии) и дыхания (серия частых вдохов-выдохов, потом пауза), эпизодические подъемы и падения кровяного давления.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1334.
17. Задание. Какое заболевание возникает у детей, испытывающих недостаток солей кальция и фосфора в питании?
1) цинга
2) гиподинамия
3) малокровие
4) рахит
Пояснение.
Рахит — заболевание детей грудного и раннего возраста, протекающее с нарушением образования костей и недостаточностью их минерализации, обусловленное главным образом дефицитом кальция и его активных форм в период наиболее интенсивного роста организма.
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
18. Задание. Конкуренция в искусственных сообществах возникает между
1) паразитами и хозяевами
2) видами со сходными потребностями
3) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
4) хищниками и жертвами
Пояснение.
Конкуренция — взаимоотношения активного соревнования между особями одного или разных видов со сходными потребностями за средства существования и условия размножения.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1304.
19. Задание. Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного должны быть
1) кожа
2) лёгкие
3) лёгочные мешки
4) жабры
Пояснение.
На рисунке сердце трехкамерное с неполной перегородкой, принадлежащее Пресмыкающимся; орган дыхания Пресмыкающихся — легкие.
Ответ: 2.
Ответ: 2
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1326.
20. Задание. Рассмотрите график зависимости роста эмбриона (в мм) от возраста этого эмбриона. На каком месяце беременности рост эмбриона составляет 250 мм?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
Пояснение.
Находим точку пересечения графика с "воображаемой" линией и находим показатель на оси срок беременности — получаем 5 месяцев
Ответ: 3
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 16.10.2013 вариант БИ9102.
21. Задание. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Целлюлоза | Глюкоза |
Белок | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хитин
2) рибоза
3) аминокислота
4) нуклеотид
Пояснение.
Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть).
Полимер — целлюлоза : мономер — глюкоза; полимер — белок : мономер — аминокислота.
Ответ: 3.
Ответ: 3
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1323.
22. Задание. Укажите, какие из приведённых суждений верны.
A. Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.
B. Запасание питательных веществу растений происходит только в корнях.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Пояснение.
А — верно.
Б — не верно, т. к. запасание веществ может происходить и в других частях растения, наример, в стеблях (в сердцевине).
Ответ: 1
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 27.01.2014 вариант БИ90301.
23. Задание. Какие из приведённых характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проводящие пучки содержат камбий
2) одна семядоля
3) стержневая корневая система
4) всегда травянистые
5) параллельное жилкование листьев
6) число частей цветка кратно четырём или пяти
Пояснение.
Признаки двудольных: проводящие пучки содержат камбий, стержневая корневая система, число частей цветка кратно четырём или пяти.
2, 4, 5 — признаки Однодольных.
Ответ: 136
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 27.01.2014 вариант БИ90301.
24. Задание. Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие жаберных крышек
2) осевой скелет костный или костно-хрящевой
3) отсутствие плавательного пузыря
4) только наружное оплодотворение
5) обитают в реках, озёрах, прудах
6) обитают в морях и океанах
Пояснение.
У хрящевых рыб, в отличие от костных, нет плавательного пузыря; жабры открываются наружу жаберными щелями; жаберных крышек нет; скелет состоит из хрящей; большинство видов живут в соленых водах, хотя есть и пресноводные. Для хрящевых рыб характерно внутреннее оплодотворение.
Ответ: 136
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1315.
25. Задание. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A) личинка развивается в воде | 1) морфологический |
Б) раковина образована двумя створками | 2) экологический |
В) тело покрыто мантией | |
Г) питается водными организмами | |
Д) кровеносная система незамкнутая | |
Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический — внутреннее и внешнее строение.
Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.).
Ответ: 211212
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.
26. Задание. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Пояснение.
Порядок следующий:
Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
Рассмотрите помутневшую известковую воду.
Ответ: 52134
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1325.
27. Задание. Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
Перечень терминов
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились прокариотические (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в симбиоз (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков энергии (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются хлоропласты (Г).
Ответ: 5247
Источник: МИОО: Тренировочная работа по биологии 28.04.2014 вариант БИ90802.
28. Задание 28 № 221. Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Лист инжира: черешковый, пальчатый, пальчато-разделенный, округлый, волнистый.
Ответ: 13572
Источник: ГИА по биологии 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1303.
29. Задание. Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет.