Происхождение биосферы
Долгое время сотворение мира (биосферы) связывалось с «творческим актом» бога, что является методологической основой всех религий.
Библия: « ...день четвертый ... Да произведет вода обильное множество одушевленных гадов, и птицы да летают над землею в небесном просторе.., и создал бог человека по своему образу и подобию».
Несмотря на большое количество существующих в настоящее время гипотез о происхождении на жизни на Земле, все их многообразие можно свести к двум основным направлениям:
- «земному», обусловленному воздействием естественных природных сил и процессов;
- «внеземному», как акта творения внешних космических, а также мистических, потусторонних сил.
Причем, возникновение обоих направлений совпало с началом формирования основ естественных наук. Еще академик А. И. Опарин отмечал, что философские взгляды древнегреческой Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) «содержат зачатки всех концепций по вопросу происхождения жизни, которые впоследствии будут развиты более детально».
В частности, одна часть древнегреческих философов принимала идею естественного возникновения живых существ из воды либо из различных влажных или гниющих материалов. Так Фалес (624-547 гг. до н. э.), оспаривая мифологические представления, утверждал, что возникновение живых существ из воды произошло без какого-либо вмешательства духовных сил, а жизнь есть свойство материи. Яркое развитие идеи самозарождения живых существ осуществляется позже в трудах Демокрита (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мнению этих философов, возникновение живых существ – это естественный процесс, результат природных сил, а не «акта творения» внешних сил.
Но в Древней Греции были и сторонники божественного, мистического происхождения жизни. К ним относится Платон (427-347 гг. до н.э.) с его идеей о двойственности мира: первичном мире идей и вторичном, материальном мире. Другой самобытный философ - Аристотель (384-322 гг. до н. э.) также колебался между идеализмом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель. Согласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой материи. Он считает, что материя лишь пассивное начало, возможность, которая может осуществиться только через определенную форму. Бытие содержит внутреннюю цель развития - энтелехию. Именно энтелехия как целеустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Аристотеля почти на 2000 лет определили судьбу идеи о мистическом происхождении жизни, которая становится предметом ряда идеалистических трактатов.
Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди (1626-1698) предпринимает первые опыты по самозарождению. Опыты Реди представляли собой первый прорыв фронта мистических представлений о возникновении живых существ. В 1668 г. он доказал, что белые черви, которые встречаются в мясе, являются личинками мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предотвратить доступ мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.
Опыты по самозарождению жизни проводит и шотландский ученый Т. Ниидам (1713-1781), но их опровергает итальянец Л. Спалланцани (1729-1799) как нечисто поставленные. Сам Спалланцани проводит опыты, которые подтверждают выводы Реди о роли стерильности при подобных экспериментах.
Почти через двести лет после Реди в 1862 г. великий французский ученый Луи Пастер (1822-1895) публикует свои наблюдения по проблеме произвольного самозарождения. Он доказывает, что внезапное возникновение («спонтанное самозарождение») микробов в различных видах гниющих настоек или экстрактов не есть возникновение жизни. Гниение и брожение - это результат жизнедеятельности микроорганизмов, чьи зародыши внесены извне, т.е. живое происходит от живого. Сам Пастер никогда не утверждал, что жизнь не может возникнуть первично. Но большинство его современников именно так истолковали его опыты, принимая их за доказательство того, что жизнь не может возникнуть из неживой материи.
Однако, в это же время (вторая половина XIX в.) Т. Гексли, Дж. Тиндал и др. высказывают предположение, что жизнь возникла в первичном океане из неорганического вещества в результате природного процесса.
Одновременно возрождается и идея космического посева (панспермии), высказанная еще в V в. до н. э. греческим философом Анаксагором. По его учению, жизнь возникла из семени, которое существует «всегда и везде». Возрождение этой идеи является естественной реакцией на кризис в вопросе происхождения жизни, в который попало естествознание в середине XIX в. Тогда этот вопрос выглядел принципиально неразрешимым. И снова выход ищут в самозарождении или привнесении зародышей жизни с других космических тел. После многовекового сна идея Анаксагора о «вечных семенах» была разбужена X. Рихтером в 1865 г. Согласно последнему, зародыши жизни занесены на Землю метеоритами или космической пылью. В развитом и видоизмененном виде гипотеза о космическом посеве (панспермии) разработана шведским фи-зико-химиком С. Авенариусом в 1884 г. По Авенариусу, жизнь на Земле произошла от спор растений или микроорганизмов, которые перенесены с других планет под действием светового давления или, возможно, метеоритами.
Но уже в то время П. Беккерель, а позже и ряд других ученых доказали невозможность переноса в жизнеспособном состоянии (активном или поддающемся активизации) зародышей жизни. На них губительно действуют космические лучи, особенно коротковолновое ультрафиолетовое излучение, которым пронизана Вселенная. Идея панспермии жива и сегодня, она предстает в постоянно изменяющихся формах. Согласно одному из новейших вариантов этой гипотезы (называемому еще «инфекционной теорией»), жизнь на Землю была занесена обитателями других планет, которые совершали межпланетные и межзвездные перелеты. Однако этому нет никаких доказательств.
Ни один серьезный ученый сегодня не считает, что жизнь на Земле – это исключительное явление во Вселенной. Однако некоторые допускают, что это действительно так и что земная жизнь - единственное счастливое исключение. Но тот факт, что до сегодняшнего дня не установлен контакт с другими (внеземными) цивилизациями, еще не доказательство, что жизнь имеет место только на Земле.
Вместе с тем признание возможности существования жизни на других планетах вовсе не означает, что «зародыши жизни» с таких внеземных «плантаций» могут беспрепятственно переноситься с одного космического тела на другое. Несмотря на то, что проведено и проводится множество целенаправленных исследований, до сих пор не установлено никаких фактов, которые показывали бы, что живые существа принесены на Землю метеоритами или с космической пылью. Все опыты в этом направлении оказываются напрасными даже сейчас, когда человек проник в ближайший космос. В частности, опубликованные данные Б. Нада о микроорганизмах в метеоритах Оргюэй и Ивонна (Франция) оказались результатом ошибочного определения минеральных зерен в качестве окаменелого микроорганизма и вторичного загрязнения поверхности метеорита. Очевидно, что идея «посева» жизни на Земле из космоса не решает проблемы. Действительно, космос имеет особенно привлекательную силу для современного человека. Вероятно, поэтому идея космического «посева» волнует многих.
Одним из современных апостолов гипотезы внеземного происхождения жизниявляется известный английский ученый, лауреат Нобелевской премии Ф.Крик. Вместе с американским исследователем Л.Оргелом Крик опубликовал статью, озаглавленную «Управляемая панспермия». По мнению авторов, «некая примитивная форма жизни была сознательно занесена на Землю другой цивилизацией». Если люди на Земле способны занести жизнь на другие планеты, почему бы не допустить, что сама жизнь на Земле есть продукт транспорта другой развитой цивилизации, которая существовала до нас за 4 млрд. лет. Каковы другие предположения и доводы в пользу этой новой вариации на старую тему «посева извне?»
Во-первых, на борту космического корабля внеземной цивилизации «должны были быть» микроорганизмы многих видов. Радиус нашей Галактики составляет около 105 световых лет, так что, по Крику и Оргелу, космический корабль, движущийся со скоростью 0,001 скорости света, мог занести жизнь на все планеты нашей Галактики. В этом случае научно доказано только одно: под защитой космического аппарата микроорганизмы действительно могут сохраняться миллионы лет и при температурах, близких к абсолютному нулю. Остальные предположения, как и поиски призраков, не рассматривает даже фантастика.
Вторым доводом Крика и Оргела в пользу «космического посева» является универсальный характер генетического кода - единого механизма передачи наследственных свойств у всех живых организмов. Если предположить, что жизнь возникла на Земле самостоятельно и одновременно в разных местах, то остается неясным, как сформировался единый для всех земных организмов генетический код. Единый механизм наследственности у земных организмов легко объясним согласно Крику и Оргелу, если принять, что жизнь на Землю занесена с других планет. Однако для происхождения генетического кода возможно и «земное» объяснение. На ранних этапах химической эволюции, когда формируются сложные молекулы, в результате химического отбора, очевидно, создается и универсальный механизм передачи наследственных черт земными организмами.
Третий довод в пользу рассматриваемой гипотезы: «Присутствие крайне редких элементов в земных организмах означает, что они имеют внеземное происхождение». Крик и Оргел указывают, что молибден содержится в земной коре в незначительном количестве, а его роль в обмене веществ (метаболизме) земных организмов значительна. Одновременно отмечается, что известны так называемые «молибденовые звезды» с высоким содержанием молибдена, которые и являются исходными «плантациями» микроорганизмов, занесенных на Землю. Но подобного типа несоответствие является правилом для целого ряда химических элементов, которые принимают участие в составе и метаболизме организмов. Это правило можно объяснить с позиций эволюционной биохимии. В связи с этим можно привести еще более яркий пример о низком содержании фосфора в земной коре и его исключительной роли для земных организмов: фосфор - обязательная составная часть нуклеиновых кислот, которые наряду с белками имеют важнейшее значение для жизни; кроме того, высшая нервная деятельность также очень тесно связана с фосфором. Следовательно, для объяснения некоторых химических особенностей земной жизни не обязательно привлекать другие звездные миры вроде «молибденовых звезд». Японский ученый Ф. Егани через год после статьи Крика и Оргела опубликовал свои исследования содержания металлов в составе Земли. Суммарное содержание молибдена на Земле оказалось действительно низким, но его процентное содержание в морской воде в два раза выше, чем хрома. По этому поводу Егани пишет: «Относительное обилие этого элемента (молибдена) в морской воде подтверждает широко принятую точку зрения о происхождении жизни на Земле в первичном океане». Процентное содержание отдельных металлов одинаково у бактерий, губок, растений, животных и в океанской воде. Уже установлено достаточно фактов, которые показывают, что физико-химические условия океана не противоречат идее земного происхождения жизни.
В мае 1924 г. на собрании Русского ботанического общества А. И. Опарин с новой точки зрения рассмотрел проблему возникновения жизни. Его доклад «О возникновении жизни» стал исходной точкой нового взгляда на вечную проблему «откуда мы пришли?». В его основе лежит создание при определенных возможностях (на первых этапах формирования Земли как планеты) органических молекул из неорганических минеральных компонентов, то есть неорганическим путем. При этом упрощенно сложную химико-биологическую эволюцию выражают следующей схемой (рис.7.1):
Рис. 7.1 Общая схема химико-биологической эволюции.
Начало этой эволюции положено нуклеосинтезом в Солнечной системе, когда образовались основные элементы, в том числе и биогенные. Этот процесс протекает в условиях первичной Земли со все нарастающей сложностью, обусловленной общекосмическими и планетарными предпосылками.
Пять лет спустя независимо от Опарина сходные идеи были развиты английским ученым Дж. Холдейном. Общим во взглядах Опарина и Холдейна является попытка объяснить возникновение жизни в результате химической эволюции на первичной Земле. Оба они подчеркивают огромную роль первичного океана как огромной химической лаборатории, в которой образовался «первичный бульон», а кроме того, и роль энзимов - органических молекул, которые многократно ускоряют нормальный ход химических процессов. В дополнение к этому Холдейн впервые высказывает идею, что первичная атмосфера на Земле, «вероятно, содержала очень мало или вообще не содержала кислорода».
Большинство современных специалистов убеждены, что возникновение жизни в условиях первичной Земли есть естественный результат эволюции материи. Это убеждение основано на доказанном единстве химической основы жизни, построенной из нескольких простых и самых распространенных во Вселенной атомов (табл. 7.1). Разнообразие жизни (микроорганизмы, растения, животные) осуществляется на достаточно единообразной биохимической основе: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, жиры и несколько более редких соединений типа фосфатов.
Основные химические элементы, из которых построена жизнь - это углерод, водород, кислород, азот, сера и фосфор. Очевидно, организмы используют для своего строения простейшие и наиболее распространенные во Вселенной элементы, что обусловлено самой природой этих элементов.
Другие два биогенных элемента - сера и фосфор - присутствуют в относительно малых количествах, но их роль для жизни особенно важна. Химические свойства этих элементов также дают возможность образования кратных химических связей. Сера входит в состав белков, а фосфор - составная часть нуклеиновых кислот.
Кроме этих шести основных химических элементов в построении организмов в малых количествах участвуют натрий, калий, магний, кальций, хлор, а также микроэлементы: железо, марганец, кобальт, медь, цинк и небольшие следы алюминия, бора, ванадия, йода и молибдена. Химическая основа жизни разнообразится еще 15 химическими элементами, которые вместе с шестью основными биогенными элементами участвуют в различных соотношениях в строении и осуществлении функций живых организмов. Это, однако, не означает, что жизнь может быть сведена просто к химическим закономерностям.
Вопрос строгого научного объяснения происхождения жизни на Земле все еще остается открытым. На сегодняшний день имеют строгое научное подтверждение только следующие основные факты:
1). При исследовании метеоритного вещества, возраст которого близок возрасту Солнечной системы (исследованы метеориты, упавшие в противоположных частях света с промежутком в 19 лет: 1950 г. - около Мори, США и 1969г. - около Мерчисона, Австралия), в их составе обнаружены аминокислоты - основа белков и жирные кислоты - основа жиров.
Причем в метеоритном веществе присутствуют аминокислоты обоих известных науке форм: L и D, которые по своему строению являются зеркальным отображением друг друга. В метеоритах ( в отличие от Земли) обе формы аминокислот представлены в равном количестве, что говорит об их абиогенном происхождении ( без участия белковых катализаторов - энзимов). Кроме того в метеоритном веществе встречаются амино- и жирные кислоты, которые не встречаются в земных живых тканях.
2). При исследовании образцов лунного грунта («Аполло-11, 12, 14» автоматическая станция «Луна») в его составе также обнаружены аминокислоты.
Правда речь идет скорее об их предшественниках (более примитивных формах).
3). Изучение межзвездной среды (начиная с 1930г.) показало, что она преимущественно состоит из атомов водорода и небольших количеств гелия, углерода, азота и кислорода. В конце 60-ых годов с помощью радиоспектометрии было открытомежзвездное органическое вещество и его исходные компоненты:
- вода;
- формальдегид (Н2СО3);
- аммиак (NH3);
- оксид углерода (СО).
Установлено также, что в туманностях при образовании звезд и планет возникают молекулы аминокислот, жирных кислот и т. п.