Содержания основной образовательной программы
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методическое пособие и программа курса
Екатеринбург, 2011
ББК 20я73
Рожицина Е.В., Ягодин Д.А.. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие и программа курса. Екатеринбург, 2011.
Пособие содержит Госстандарт курса КСЕ (2001г.), списки основной и дополнительной литературы, комментарии к списку литературы, программу учебной дисциплины, план лекционного курса и семинарских занятий, вопросы для самопроверки. Пособие включает в себя также Словарь основных терминов курса КСЕ.
Авторы-составители: Рожицина Е.В. к. ф.-м. н.
Ягодин Д.А. к. ф.-м. н.
Рецензенты:
П.С.Попель, зав. кафедрой общей физики и естествознания УрГПУ, профессор, д.ф.-м.н.
Н.И.Ильиных, зам.зав.кафедры математики и физики СибГУТИ, доцент, к.ф.-м.н.
Цели и задачи курса
Цель курса – ознакомление студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием – формирование целостной системы взглядов на окружающий мир. Данная дисциплина предствляет собой не просто совокупность образных глав традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии, является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко- философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Её эффективное преподавание возможно на основе применения новой мировоззренческой парадигмы, способной объединить оба компонента культуры и раскрыть универсальную роль метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.
Настоящая программа составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Концепции современного естествознания», утвержденной Главным управлением образовательно-профессиональных программ и технологий Госкомвуза России, а также в соответствии с дополнительными требованиями (вузовско-региональным компонентом) к обязательному минимуму содержания и к уровню подготовки бакалавров и специалистов в Уральском государственном педагогическом университете.
Требования к знаниям
По окончании курса студент должен иметь представление:
- об истории развития естествознания;
- об особенностях современного естествознания; о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; - о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, о целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;
- о сообществах организмов, экосистемах, о места человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
Стартовый контроль
проводится в форме тестирования. Позволяет оценить уровень остаточных знаний по естественнонаучным дисциплинам. На общую оценку успеваемости не влияет.
Возможные формы проведения - диктант (по терминологии курса), либо тестирование.
Методические рекомендации для студентов.
1. Ознакомиться с требованиями ГОС и Тезаурусом курса (см. ниже). Прослушать курс лекций.
2. Выбрать тему самостоятельной работы и согласовать ее с преподавателем.
Письменное эссе (тезисы доклада) должно с естественнонаучной точки зрения и собственной позиции автора раскрыть смысл темы. Объем тезисов - не более 5 стр. формата А4. Объем реферата (доклада) не более 20 стр. Доклад сдавать на электронном носителе с целью проверки по программе Атиплагиат Вуз.. Ссылки на эл. ресурсы обязательны.
3. Итоговый контроль. Доклады на семинарских занятиях в форме конференции. Проверка уровня представлений по перечисленным ниже вопросам, отражающим требования ГОС, владения терминологией тезауруса дисциплины в форме экзамена (см. Вопросы к экзамену), итоговое компьютерное диагностическое тестирование (www.i-exam.ru), федеральный интернет экзамен в сфере профессионального образования (www.fepo.ru).
Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ. Эволюция Земли и современные концепции развития геосферных оболочек. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Проблемы и методы современных естественных наук; методы математического моделирования в современном естествознании и экологии.
План лекционного курса
Стандартный курс КСЕ для дневного отделения рассчитан на 100-120 ч. полной нагрузки или 50-60 ч. аудиторной работы и 50-60 ч. СРС. Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы при заочной форме обучения составляет в среднем 1/10, т.е. большая часть работы ложится на плечи слушателя. Именно этот факт и является основанием для тщательной организации индивидуального учебного пространства (см. ниже).