Практическое занятие № 15, 16 (4ч)
План
1. Компетенция и компенентность: сущность понятий. Знания и умения в структуре компетенций.
2. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии в школе и вузе: современные вызовы
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность компетентностного подхода?
2. Можно ли его считать методологическим походом?
3. В каких нормативных документах он представлен?
4. Какие группы компетенций формируются в процессе изучения биологии в школе и биологических дисциплин в вузе?
5. Какова социальная значимость предметных компетенций?
6. В особенности научного мировоззрения и его отличия от ненаучного?
7. Как можно охарактеризовать ситуацию с научным мировоззрением в современном обществе?
8. Какие мировоззренческие идеи составляют основу курса биологии?
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте конспект лекции (по выбору) и урока (по выбору) подготовьтесь к презентации его фрагмента на занятии.
Литература и источники
Основная
Митина, Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии" : метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 55 с
Пономарева, И. Н.Методика обучения биологии : учебник [для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиль "Биология"] / Пономарева И. Н., Роговая О. Г., Соломин В. П. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2012. - 366
Дополнительная
Методика преподавания биологии : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.пособие для студ.пед.вузов / Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - 272 с.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам // http://window.edu.ru/
Инновационный портал «Образовательный форум» //http://www.forumobr.ru
Педагогическая библиотека // http://www.pedlib.ru Традиционные и нетрадиционные средства оценивания результатов обучения http://www.6yket.ru/pedagogika/tradicionnye_i_ innovacionnye_sredstva.html
Российский общеобразовательный портал //http://www.school.edu.ru
Сайт «Учительской Газеты» //http://www.ug.ru
Федеральный портал Российское образование: http://edu.ru
Учительский портал. Портфолио - http://www.uchportal.ru/board/8
Тема 4. Организации процесса обучения биологии в школе и вузе (12ч)
Практическое занятие № 17, 18 (4ч)
План
1. Понятие формы организации учебно-воспитательного процесса обучения биологии
2. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы
3. Система форм организации учебно-воспитательного процесса
4. Система методов и средств обучения биологии в школе и в вузе
5. Требования образовательных стандартов к материально-техническому обеспечению процесса обучения биологии.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы?
2. В чем преимущества и недостатки каждой из этих форм?
3. Почему формы образуют систему?
4. Какие формы организации учебно-воспитательного процесса обучения биологии характерны для школы, для вуза?
Задания для самостоятельной работы
1.Выполнение заданий по теме с. 21-23, 24-31, 38-40, (Митина, Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии" : метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 55 с.
Литература и источники:
Основная
Митина, Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии" : метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 55 с
Пономарева, И. Н.Методика обучения биологии : учебник [для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиль "Биология"] / Пономарева И. Н., Роговая О. Г., Соломин В. П. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2012. – 366с.
Дополнительная
Методика преподавания биологии : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.пособие для студ.пед.вузов / Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - 272 с.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам // http://window.edu.ru/
Инновационный портал «Образовательный форум» //http://www.forumobr.ru
Педагогическая библиотека // http://www.pedlib.ru Традиционные и нетрадиционные средства оценивания результатов обучения http://www.6yket.ru/pedagogika/tradicionnye_i_ innovacionnye_sredstva.html
Российский общеобразовательный портал //http://www.school.edu.ru
Сайт «Учительской Газеты» //http://www.ug.ru
Федеральный портал Российское образование: http://edu.ru
Учительский портал. Портфолио - http://www.uchportal.ru/board/8
Практическое занятие № 19, 20 (4ч)
План
1.Значение проверки знаний в учебно-воспитательном процессе
2. Устная проверка знаний учащихся по биологии
3. Письменный контроль знаний учащихся по биологии
4. Практические методы контроля знаний
5. Интернет-тренажеры
6. ОГЭ, ЕГЭ, ГИА
Вопросы для самоконтроля
1. Понятия «контроль» и «проверка»: в чем их сущность?
2. Каковы функции контроля знаний?
3. Каково влияния контроля знаний на мотивационную сферу ученика?
4. Какие виды письменного, устного и практического контроля вам известны? В чем их преимущества и недостатки?
5. Каковы преимущества и недостатки контроля с помощью Интернет?
6. Каковы цели итогового контроля - ОГЭ, ЕГЭ, ГИА?
7. Какие типы заданий представлены в этих КИМах?