История развития товароведения
Как научная дисциплина, со своими законами, терминами, товароведение возникло в конце 19 века. Основоположниками его были профессора Я.Я. Никитинский и П.П. Петров; большой вклад в развитие товароведения внёс учёный советского времени, профессор Ф.В. Церевитинов и другие.
Но, корнями своими история товароведения уходит в далёкое прошлое. Уже в 1575 году в свет вышла специальная “Торговая книга”, в которой описывались некоторые пищевые продукты, товары непродовольственные и аптекарские в алфавитном порядке. Это было не очень удобно, поэтому впоследствии эти группы товаров разделили. С тех пор и до настоящего времени они развиваются как отдельные дисциплины.
В истории товароведения выделяют следующие этапы:
I этап (XVI — начало XVIII в.) — товарно-описательный (квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами);
II этап (началоXVIII — серединаXX в.) - товарно-технологический (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия);
III этап (с середины XX в.) — товарно-формирующий (изучаются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью).
В настоящее время товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Товароведческие знания необходимы многим специалистам товаропроводящей сети (товароведам, экспертам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, маркетологам), а также потребителям в объеме, требуемом для профессиональной деятельности и для правильного использования товаров.
Что изучает товароведение? Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. К примеру пищевых продуктов, существует великое множество. Как же разобраться в этом многообразии продуктов? Так вот, в товароведении все пищевые продукты классифицируются по определённым признакам и свойствам на виды и группы.
В товароведении классификация необходима для того, чтобы огромное количество предметов личного потребления, находящееся в сфере обращения, объединить в родственные группы для приведения в общую систему. В этом отношении характерным является близкий к товароведению исторический опыт классификации зерновых. Ведь потребность в классификации зерна возникла в связи с необходимостью составления больших и однородных партий зерновой массы. Это позволило строить крупные элеваторы и организовать рациональное хранение зерновых запасов в общегосударственном масштабе, начиная с 60-х годов позапрошлого столетия.
Очень важными в товароведении являются также вопросы, как – пищевая ценность продуктов питания и их свойства. Химический состав продуктов очень разнообразен, и он оказывает большое влияние на свойства продуктов. Например, если в продукте содержится много жиров, то, этот продукт требует специальных условий хранения (холод, темнота); а если продукт имеет красно-оранжевый цвет – значит, в нём содержится красящее вещество каротин, который одновременно является и провитамином А. Витамин А очень важен в питании, но усваивается только в присутствии жиров.
Очень часто в последнее время говорят о качестве. Качество товаров, качество продуктов питания. Но, что такое качество? На этот вопрос тоже есть ответ в товароведении. А также в товароведении изучают и все факторы, которые влияют на качество – это сырьё, из которого изготовлены продукты; особенности производства продуктов; условия и сроки хранения, а также упаковка, маркировка и транспортирование пищевых продуктов.
Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов; с химией и микробиологией, которые помогают понимать процессы, происходящие в продуктах при их производстве и хранении; с биологией, помогающей вскрыть природу и пищевую ценность продуктов; с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.
В целом товароведение — деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к месту использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.
Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортирования, хранения товаров).
Эффективность — принцип заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных воздействий.
Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг.