Индивидуальное и историческое развитие живых организмов

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Учебно – методическое пособие по выполнению лабораторных
работ для студентов 1 курса, обучающихся
по направлению 020400 «Биология»

индивидуальное и историческое развитие живых организмов - student2.ru

КИРОВ - 2013

УДК ÍÍ.ÍÍÍ.ÍÍ

ББК ÍÍ.ÍÍ

Д ÍÍ

Рекомендовано к изданию методическим советом
биологического факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

Рецензент: В.Е.Романов, д.м.н., профессор кафедры ветеринарной
микробиологии и иммунологии ГОУ ВПО «ВятГСХА»


П хх

  Лабораторный практикум по биологии размножения и развития: учебно – методическое пособие для студентов направления подготовки 020400 «Биология», профиль «Микробиология» / А.Г.Золотарев (составитель). – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013.

Лабораторный практикум предназначен для использования студентами при выполнении лабораторных работ по биологии размножения и развития и при подготовке к ним. В практикум включены задания, в ходе выполнения которых будущие бакалавры - биологи познакомятся с основами гаметогенеза, оплодотворения, дробления, гаструляции, органогенеза, закономерностями процессов развития и методами их изучения.

Одна из важных задач практикума – научить студентов работе в лаборатории с объектами живой природы, привить интерес к изучению основ их размножения и развития, закрепить знания, полученные при освоении лекционного курса.

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013

ISBN ÍÍÍ-ÍÍÍÍ-ÍÍ-Í-Í

СОДЕРЖАНИЕ

Введение4

Правила оформления лабораторных работ4

Порядок проведения занятия5

Техника безопасности5

Тема 1. Индивидуальное и историческое развитие живых

организмов7

Тема 2. Гаметогенез13

Тема 3. Оплодотворение37

Тема 4. Дробление49

Тема 5. Гаструляция63

Тема 6. Провизорные органы76

Список литературы97

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторный практикум по биологии размножения и развития предназначен для студентов 2 курса университета, обучающихся по направлению 020400 «Биология».

Особенность предлагаемого курса состоит в том, что он является обязательной дисциплиной естественно – научного образовательного цикла. Биология размножения и развития является наукой, охватывающей наибольший спектр биологических проблем. Она изучает развитие как эмбрионов, так и многоклеточных организмов после рождения и создает основу для интеграции молекулярной биологии, физиологии, биологии клетки, анатомии онкологии, и иммунологии. При освоении курса студенты должны опираться на знания, полученные при обучении в средних учебных заведениях. Основой курса является изучение гаметогенеза, оплодотворения, способов размножения живых организмов, механизмов формирования тканей, образования органов и их возрастных изменений.

Важное место в практикуме занимает освоение практических приемов световой микроскопии и приготовления временных микропрепаратов, ознакомление с методами экспериментальной эмбриологии, в том числе с методами микрохирургии и культивирования отдельных групп клеток и частей эмбрионов, что представляет собой перспективное направление биотехнологии и восстановительной медицины.

Практикум предполагает самостоятельную подготовку студентов к каждому занятию. Вопросы для самоподготовки приведены в начале соответствующей темы. Контроль знаний студентов осуществляется путем письменного решения тестовых заданий и устного собеседования с преподавателем по каждой теме. Формой итогового контроля является сдача зачета.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО

ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

Лабораторные работы следует оформлять в альбоме формата 30х21 см. В верхней части страницы необходимо указать номер и название темы, цели занятия; ниже должны быть представлены все материалы, которые перечислены в конце каждой темы (схемы, таблицы, зарисовки и т.д.).

Зарисовки являются необходимым элементом изучения живого объекта; они нужны, чтобы лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, форму отдельных структур, их взаимное расположение.

Над каждым рисунком необходимо указать номер и название работы и воспроизвести содержание надписи, которое приведено в тексте каждого задания.

При выполнении зарисовок необходимо пользоваться простым и несколькими цветными карандашами.

Поскольку рисование на занятиях по биологии не самоцель, а метод изучения объекта, при зарисовке необходимо соблюдать следующие правила:

1. Рисовать только на одной стороне листа, т.к. рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся.

2. Рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимыми. На одной странице не следует помещать более 2-3 рисунков простых объектов. Если объект сложный и крупный, то делают только один рисунок на странице.

3. Главное требование к рисунку – правильное отображение формы, соотношения размеров (длины, ширины и высоты) отдельных частей и целого объекта. Чтобы добиться этого, сначала нужно нанести общий контур объекта (крупно), затем слегка наметить контуры основных деталей и лишь после этого вырисовать их четко.

4. Правильное отображение соотношения частей изучаемого организма позволит выполнить и другое требование – показать индивидуальные особенности объекта, т.е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку, органеллу и т.д. Это очень важно, т.к. приучает будущего специалиста к наблюдательности, учит видеть наряду с общим индивидуальное.

5. Вокруг рисунка не нужно рисовать контуры поля зрения микроскопа.

6. На каждом рисунке обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи выполняются авторучкой следующим способом: напротив отдельных частей объекта надо поставить стрелки и рядом с ними поставить цифры, а затем расположить эти цифры в виде столбца под рисунком и написать напротив их обозначения.

7. Будьте внимательны: при изучении очередной темы должны быть выполнены и отражены в альбоме все без исключения задания, указанные в практикуме. Только после этого работа предъявляется преподавателю для проверки.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Введение – 5 минут.

2. Письменный контроль исходного уровня знаний (решение тестовых заданий) – 15 минут.

3. Собеседование по вопросам самоподготовки и коррекция знаний – 45 минут.

4. Самостоятельная работа – 110 минут.

5. Подведение итогов занятия –3 минуты.

6. Сбор отчетов (альбомов) для проверки преподавателем – 2 минуты.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При выполнении лабораторных работ необходимо неукоснительно соблюдать общепринятые правила безопасного обращения с кислотами и щелочами, лабораторной стеклянной посудой (предметными и покровными стеклами, пипетками, чашками Петри, пробирками и др.), колющими и режущими инструментами (скальпелями, препаровальными иглами и др.), электрооборудованием (осветителями); соблюдать осторожность при использовании открытого огня (спиртовки); не допускать пролива и возгорания легковоспламеняющихся жидкостей (этилового спирта, эфира).

ТЕМА 1

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Цели занятия:

· Изучить закономерности процессов онтогенеза и филогенеза организмов, размножающихся половым путем.

· Выработать представления о сущностях содержания процессов, лежащих в основе развития организмов

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Дайте определение онтогенезу.

2. Дайте определение филогенезу.

3. Назовите особенности прямого и непрямого развития.

4. Охарактеризуйте периоды онтогенеза.

5. Дайте определение рестрикции.

6. Дайте определение детерминации.

7. Дайте определение дифференцировки.

8. Что такое морфогенез?

9. Что такое гистогенез?

10. Что такое органогенез?

11. Назовите особенности морфогенитических полей.

12. В чем заключается правило Бэра?

13. Раскройте содержание основного биогенетического закона. Приведите примеры его проявления.

14. Какие явления в ходе эмбрионального развития называют индукцией? Приведите ее примеры.

15. Что такое критические периоды эмбриогенеза?

Оборудование и материалы:

Схемы этапов эмбрионального развития, рестрикции, детерминации, механизмов образования зачатков органов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.1

Наши рекомендации