Лабораторная работа № 12
Тема: Токсичность нефтепродуктов
Цель: изучить особенности токсического влияния нефтепродуктов на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, нефть, набор инструментов (кювета, пинцет, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсенкантом).
2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в разных вариантах опыта.
3 Проведите сравнительное эдектропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Нефтяное загрязнение рыбохозяйствешых водоемов стало глобальным и пагубно отражается на рыбном хозяйстве. Нефть и нефтепродукты присутствуют в воде в виде радужной пленки различной толщины, имульгированной и находящейся во взвешенном состоянии. Легкие фракции в виде пленки иди водного раствора отравляют гидробионтов обитающих в толще воды, утяжеленные фракции, попадая на дно, уничтожают донные организмы. Водоемы, загрязненные нефтью, лишаются рыбохозяйственной ценности практически навсегда из-за слабого разложения нефтепродуктов в естественных условиях.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток водопроводной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме тщательно размешайте нефть из расчета концентраций 150 мл/л. Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите их в контрольный и опытный аквариумы.
После посадки рыб проведите постоянные наблюдения за их поведением. Особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общей двигательной активности. После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 минут возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно необходимо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция), положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем вскройте рыб и проведите исследование внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка), и отметьте в каких органах произошли патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлияния и т.д.) под влиянием токсиканта.
Результаты наблюдений запишите в таблицу, проведите их сравнительный анализ и сделайте вывод о токсичности нефтепродуктов.
Таблица – Результаты проявления токсичности нефтепродуктов
№ п/п | Показатели | Контроль | Нефть |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие ПАВ?
2 Каковы симптомы отравления рыб нефтепродуктами?
3 В чем проявляются отличительные черты токсичности ПАВ и нефтепродуктов?
Лабораторная работа № 13
Тема: Влияние температуры и содержания кислорода в воде на токсикорезистентность рыб
Цель: изучить влияние некоторых абиотических факторов среды на устойчивость рыб к ядам.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоянная водопроводная вода комнатной температуры (20-22 °С), охлаждённая вода до 10 °С или лёд, прокипяченная водопроводная вода, микрокомпрессор, термометр, фенол, стеклянная палочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа.
Задание
1 Приготовьте четыре аквариума с токсикантом: два с различными температурами, два других с различным содержанием кислорода.
2 Сравните поведение и время наступления стадий отравления рыб в различных вариантах опыта.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания подопытных рыб.
4 Сделайте вывод.
Содержание
Температура воды является важнейшим экологическим фактором, определяющим обеспечение нормального хода процессов жизнедеятельности, поведение рыб и других пойкилотермных гидробионтов. Экспериментально доказана зависимость скорости гибели рыб и пороговой концентрации токсического вещества от температуры воды. При снижении температуры воды отдаляется время проникновения симптомов отравления и гибели рыб и, наоборот, с повышением температуры сокращается время проявления симптомов отравления и ускоряется гибель рыб. Физиологически это явление объясняется изменением проницаемости тканей для ядов, скорости обмена веществ и потребления кислорода. При выявлении ядов обязательно необходимо учитывать температурный фактор и кислородный режим водоёма.
Ход работы
Приготовить два аквариума: один с отстоянной водопроводной водой, комнатной температуры (20-22 °С), другой – с водой, охлажденной до 10 °С. Охлаждение воды во втором аквариуме проводите с помощью добавления льда. В каждый аквариум добавьте равные концентрации, фенола из расчета 100 мг/л. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их в опытные аквариумы. После посадки подопытных рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением, фиксируя положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), характер движения плавников, мыши, челюстей, жаберных крышек и общей двигательной активности.
Регулярно с интервалом в 20 минут сначала постановки опытов проведите изучение дыхательного ритма (частота и глубина дыхания) и ответной реакции под-опытных рыб на разные раздражители (шум, прикосновение, свет, электрический ток), отмечая их особенности в различных температурных условиях эксперимента. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоиться.
Результаты наблюдений запишите в таблицу 1, проведите сравнительный анализ и сделайте вывод о влиянии температуры воды на токсикорезистентность рыб. Затем приготовьте два аквариума: один с отстоянной водопроводной водой, аэрируемой микрокомпрессором, другой с остывшей до комнатной температуры кипячёной водой. Кипячение приводит к резкому снижению кислорода в воде. Температура воды в обоих аквариумах должна быть идентичной. В обоих аквариумах создайте одинаковую концентрацию фенола, равную 100 мг/л и поместите в них по одной одинаковой рыбе. Проведите исследования, аналогичные в предыдущих опытах, данные запишите в таблицу 2, сравните их и сделайте вывод о влиянии уровня содержания кислорода на токсикорезистентность рыб.
Таблица 1 – Влияние температуры воды на токсикорезистентность рыб
№ n/п | Показатели | Время с начала опыта, мин | Вариант опыта | |
20-22°С | 10-12°С | |||
Поведение | ||||
Реакция на раздражители | ||||
Частота и глубина дыхания | ||||
Таблица 2 – Влияние содержания кислорода на токсикорезиетентность рыб
№ n/п | Показатели | Время с начала опыта, мин | Вариант опыта | |
8-10 мг О2/л | 1-2 мгО2/л | |||
Поведение | ||||
Реакция на раздражители | ||||
Частота и глубина дыхания | ||||
Вопросы для контроля:
1 Что называется токсикорезистентностью рыб?
2 Каково влияние температуры на устойчивость рыб к ядам?
3 Как проявляется действие содержания кислорода в воде на токсикорезистент-ность рыб?