Требования к подготовке и проведению урока
1 обеспечить условия для безопасности и охраны здоровья учащихся
2 осуществить подготовку при помощи тематического планирования
3 заблаговременно подготовить к уроку технические и экранные средства, изобразительные и натуральные
4 обеспечить оборудование и мат-ы для проведения лаб и пр работ
Требования к отбору содержания
1 в соответствии с уч-восп задачами отобрать содержание
2 определить основные понятия урока, виды д-ти, подлежащие усвоению
3 насытить содержание элементами ценностного характера
4 в соответствии с содержанием обосновать выбор методов обучения
5 разработать методику контроля ЗиУ чащихся
Требования к технике проведения урока
1 обеспечить благоприятный эмоциональный фон, предполагающий доброжелательность
2 Определить оптимальный темп и ритм урока
3 предусмотреть смену видов деятельностиучащихся на основе оптимального соотношения методов обучения
Подготовка учителя к уроку.
Этапы:
1. Определение темы, цели, задач, места урока в теме.
2. Глубокое всестороннее знание содержания данной темы (ознакомление с темой в научной и учебной лит-ре, критическое осмысление содержания учебников, переработка инфо, выделение главных и второст частей, фактов, подтверждающих понятия, определение логики пос-ти).
3. Выбор методов, методических приёмов и средств обучения. Зависит от содержания урока. Возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся, материальной базы школы. Методы выбирают отдельно к каждому этапу урока. Методы применяются в сочитании.
4. Определение структуры урока. Этапы, посл-ть,прдолжительность. Определяется характер записей на доске и в тетради. ДЗ и дается обобщение урока.
5. Подготовка к проведению демонстрационных опытов и практических работ
Требования к конспекту.
Конспект урока – представляет собой теоретическую модель урока т.е. уже созданная учителем, но не реализованная методика урока. КУ включает в себя полное описание задач урока, содержания, применяемых методов и средств на каждом конкретном этапе урока.
Оформление на 1 стороне, листа А 4 с полями
При написании КУ важно подчеркнуть установление межпедметных связей.
11. Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий на природу.
Экскурсия – форма обучения биологии, организованная с познавательной целью вне школы при передвижении учащихся к объектам изучения в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
Значение:
1 Изучение природных объектов в естественном окружении, наблюдение за природными явлениями, что содействуетпониманию учащимися природы, как системы.
2. Содействует эстетическому, экологическому, природоохранительному воспитанию.
3. На экскурсии происходит систематизация знаний и обобщение, а так же усвоение способов действия в природе.
4. Предоставляет условия для формирования у учащихся исследовательских умений.
5. В ходе выполнения практических работ чувство коллективизма, ответственности
До 20 века э эпизодическое явление в школьной практике.
А Я Герд в сер 19 в говорит о том, что изучать живые организмы нужно обязательно в природе. Э-форма дополняющая урок-начальный этап познания детей живой природы. В нач 20 в идеи Герда развивались Половцевым, Райковым.В 20 г в нашей стране стало активно развиваться экскурсионное дело. Кайгородов разработал программу по естествознанию, где осн форма-э.Он предложил все раст изучать по сообществам: луг, лес. В 20 сторонники экскурсионного метода считали его универсальным. А в 30 – э дополнительная форма обучения.
Признаки экскурсии как формы обучения биологии.
Теоретическое обоснование дал Райков
-Моторность
- э предполагает познавательную работу
- э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным
Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев
1 Лишение специальных уч-восп задач
2 Организация познавательной д-ти учащихся
3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся
4 Э предполагает значительную подготовку и организацию
5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования
Классификация экскурсий по биологии.
-.По содержанию: ботанические, зоологические, анатомо-физиологические, общебиологические, экологические и комплексные с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
-По месту в теме: вводные, заключительные
- по времени года
- по месту проведения: в природу, музей, выставку, научно-иссл учережд
Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.
Подготовка к экскурсии.
Необходимо заранее определить тему экскурсии..Сформировать цели и задачи 2 Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала
За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту
Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Для группы 3-5 человек на ламинированных или целофанированных карточках.