Методика обучения разделу «Общая биология»
1. История становления курса.
До революции в содержании курса естеств были включены отдельные вопросы общей биологии.
До 60-х гг. ХХ века общебиологические закономерности изучались в рамках систематического курса биологии и самостоятельного раздела «Общая биология» в школьном курсе не было.
В советской школе курс естест заменяется систематическим курсом биологии. Особое внимание уделялось изучению основ дарвинизма, поскольку данная тема наилучшим образом решает задачу формирования диалектико-материалисического мировоззрения. В 1923-31 г, когда школы работают по программам ГУС, внимание уделяется основам эволюционного учения.
С 1931 г. из содержания школьной биологии постепенно исключаются: сначала основы цитологии 32, затем основы генетики и селекции 38 и даже основы дарвинизма 48. Далее включаются аграрно-сельскохозяйственные основы Лысенко.
В современном виде как самостоятельный раздел «Общая биология» появляется в 1967-68 учебном году.
1964 г. конкурс на лучшую программу по «Общей биологии» для общеобразовательных школ. Участвую два коллектива Полянского (Ленинград) и Всесвятского (Москва).
1969 г. издаётся учебник по Общей биологииколлективом авторов под руководством Полянского.
В настоящее время ОБ изучается 2 этапами: 9 класс- введение в общую биологию 2 часа, 10-11 класс-общая биология 1 или 3 часа.
2. Цели изучения «Общей биологии» (обучающие).
«Общая биология» завершает школьный курс. Поэтому цель этого курса носит обобщающий характер и заключается в усвоении системы общебиологических знаний о свойствах живого, проявляющихся на различных уровнях организации живой природы.
О строении и функционировании биологических систем разного уровня организации.
О закономерностях индивидуального и исторического развития органического мира.
О закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
О взаимосвязи биологических систем со средой.
О взаимосвязи строения биологических объектов с выполняемыми функциями.
Курс «Общая биология» нацелен на развитие и закрепление основных интеллектуальных и практических общеучебных и специальных предметных умений.
На формирование научного мировоззрения. Развитие ценностного отношения к природе и жизни.
3. Особенности содержания раздела «Общая биология».
Содержание носит интегративный характер, т.к. в нём интегрируются знания различных биологических наук: цитологии, генетики, селекции, эволюционного учения, экологии.
Интеграция знаний из различных областей науки осуществляется на основе ведущих идей, которые лежат в основе отбора содержания курса. Это идеи эволюции, многоуровневой организации жизни и идея взаимосвязи живых систем с окружающей средой.
Когнитивный компонент содержания курса «Общая биология» включает в себя:
Теории: Клеточную, Эволюционные, Мутационную, Хромосомную теорию наследственности, теория происхождения жизни, теория антропогенеза.
Законы: Гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, Биогенетический закон, законы Менделя.
Понятия курса делятся на три группы:
1). Общебиологические понятия: цитологические, экологические, эволюционные, генетические, понятия об обмене веществ и энергии, о саморегуляции.
2). Гноссиалогические понятия: раскрывают историю и методы получения научной информации (история становления разделов курса – цитологии, генетики и т.п.).
3). Политехнические понятия: технологические понятия (порода, сорт, штамм), понятия о направлениях и задачах биотехнологии, природоохранительные понятия.
4. Особенности методов и средств обучения «Общей биологии».
Специфика содержания курса «Общая биология» определяет ведущую роль словесных методов обучения.
Среди многообразия словесных методов словесных методов в курсе «Общей биологии» важное значение имеет школьная лекция, которая может быть репродуктивной и проблемной.
Репродуктивная школьная лекция носит описательный характер и направлена на усвоение учащимися отдельных фактов, закономерностей и теорий.
Проблемная школьная лекция имеет объяснительный характер, начинается с постановки вопроса или проблемы, решение которой раскрывается в ходе изложения или объяснения учителя, подталкивает учащихся к решению проблемы.
Возрастает роль монологических методов, широко используются доклады учащихся (в рамках уроков-семинаров, уроков-конференций)
Лабораторные работы играют ведущую роль, выполняются с большей степенью самостоятельности и в т.ч. по самостоятельно составленному плану. В ходе лабораторной работы наблюдаются не отдельные факты, а целостные объекты и процессы, а выводы по результатам лабораторной работы делаются путём логических обобщений.
Самостоятельное выполнение лабораторной работы развивает познавательную деятельность. Применение лабораторных работ в курсе «Общей биологии» ограничено, т.к. не все явления и процессы могут быть изучены при помощи эксперимента и недостатка времени.
Ведущие принципы
Базовый курс: культуросообразности, ценностной направленности
Профильный курс: профессиональной направленности, фундаментальности, связи теории с практикой
Ведущие идеи
Базовый курс: системности и многоуровневой организации живой пироды
Профильный: системной организации живой природы
Структура содержания: биология как наука, с-ва живой материи, уровни, нас и изм, эвол жизни. В проф - цитология, мол, биотехнол