Расчет балок коробчатого сечения

В зонах приложения сосредоточенных сил имеют место замет­ные изменения напряженно-деформированного состояния эле­ментов. К таким зонам относится узел сопряжения рельса с верх­ним поясом и стенкой. Применительно к коробчатым балкам различают случаи расположения рельса над стенкой и между стенками.

В случае расположения рельса над стенкой балки действие подвижной сосредоточенной нагрузки от ходовых колес Р при­водит к неравномерному давлению на поясные швы и сжатию кромки вертикальной стенки. Характер эпюры давлений представлен на рисунке 73, г, где z0 – расстояние между нулевыми точками эпюры давления. В предположении равномерного местного давления на условной длине

z = с Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru , (226)

где коэффициент с = 3,25 – для сварных и прокатных и коэф­фициент с = 3,75 – для клепаных балок; Jп – сумма моментов инерции рельса и пояса одностенчатой балки относительно их собственных осей.

При расположении рельса над стенкой коробчатой балки при определении Jп в расчет вводится часть пояса шириной от наруж­ного края до сечения, находящегося на расстоянии, paвном (10÷12) δп, от оси стенки внутрь балки (но не менee ширины по­дошвы рельса).

Местные напряжения сжатия на кромке вертикальной стенки равны ­

σм = P/ (cδc Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru ). (227)

Формула (227) справедлива для сечений балки, не укрепленной ребрами.

При учете разгружающего влияния ребер напряжения сжатия кромки вертикальной стенки, воспринимающей сосредоточенную нагрузку Р,будут меньше, чем по формуле (228). Уси­лие V от сосредоточенной нагрузки Р,приходящееся на единицу длины поясных швов, V = aP/z,(228)

где а – коэффициент, принимаемый для сварных балок в зави­симости от режима и условий работы крана, а = 1÷1,5; для кле­паных балок: а) при нагрузке по нижнему поясу или при нагрузке по верхнему поясу, когда стенка не пристрогана, а = 1; б) при нагрузке по верхнему поясу, когда стенка пристрогана к нему, а = 0,4.

Расчет на прочность сварных швов, воспринимающих усилия Т и V, производится по формуле

Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru . (229)

При наличии полного провара стенки расчет сварных пояс­ных швов производится на срез от действия силы Т [см. фор­мулу (224)) и на сжатие от силы V [см. формулу (228)]. В кле­паных балках усилия Т и V воспринимаются заклепками, кото­рыми скрепляются уголки со стенкой (рис. 73, д). При шаге заклепок а каждая заклепка воспринимает усилие Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru ,которое не должно превышать расчетного усилия заклепки срезу или смятию Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru .

Шаг заклепок определяется из условия, что

Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru , (230)

Проверка местных напряжений сжатия кромки вертикальной стенки осуществляется с учетом формулы (227) Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru (231)

При передаче на стенку давлений от ходовых колес сварные поясные швы следует проваривать на всю толщину стенки. При этом в зависимости от способа сварки назначается скос кромок. Такая технология позволяет избежать непроваров, подрезов и других дефектов между стенкой и поясом. Смещение оси рельса (особенно у одностенчатых балок) приводит к внецентренному нагружению части стенки, кручению пояса и изгибу стенки. Неблагоприятное сочетание указанных факторов способствует возникновению и развитию усталостных разрушений.

В коробчатых балках с рельсом посередине (второй случай) в качестве опор устанавливаются дополнительные короткие (ма­лые) диафрагмы (см. рис. 72,д), которые вместе с большими осуществляют передачу усилий на стенки балки. Рельс рассматривается как неразрезная балка с опиранием на диафрагмы. Напряжения в нем приближенно (без учета влияния поясного листа) определяются как

Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru , (232)

где Р – наибольшее давление ходового колеса; l – расстояние между соседними диафрагмами; Расчет балок коробчатого сечения - student2.ru – наименьший момент сопротивления сечения рельса; [σp]– допускаемое напряжение растяжения в подошве рельса, [σp] = 270 МПа – для рельсов Р43 и более тяжелых, [σp] = 230 МПа – для более легких. Для крайних участков рельса (возле незаваренных стыков) в формуле (232) вместо 1/6 надо принять 1/5.

Поясной лист деформируется совместно с рельсом и изгибается вдоль и поперек балки. Расчетная схема его представляет собой схему тонкой пластинки, опертой в местах примыкания стенок и диафрагм. Приближенно из равенства кривизны рельса как балки и кривизны пояса как пластины имеем Мp /(EJр) = Мп (l – μ2) / (EJП),откуда МП= =МрJП / [(l – μ2) Jр] , где Мр, Мп - изгибающие моменты в рельсе и поясе соответственно; Jр - момент инерции рельса; Jп - момент инерции пояса; μ = 0,3 – коэффициент Пуассона.

Далее определяются местные напряжения в продольном на­правлении σх' = МП δП / (JП2) = Рl δП / [12 (l – μ2)Jр].Прибли­женное определение [1] местных напряжений в поперечном направ­лении σy' можно производить на основе равенства прогибов про­дольных и поперечных балок-полосок в середине пояса. Общее выражение прогиба в продольном направлении от силы N, при­ходящейся на пояс, fx = Nl3 / (kEJ) = =MПl2 / (k'EJП) =2 σх' l2 / (k'ЕδП),где l – расстояние между соседними диафрагмами; k, k' – коэффициенты, определяемые условиями опирания. Если k и k' оди­наковы, то σy'=σх' l2/b12= MПδПl2 / (2JПb12), где b1 – расстояние между вертикальными стенками коробчатой балки. Растягивающие напряжения σy' могут вызывать усталостные трещины.

Наши рекомендации