Построение графиков ускорений
В практических расчетах принимают, что разгон происходит на горизонтальной дороге с твердым покрытием. Сцепление включено и не пробуксовывает. Орган управления режимом работы двигателя находится в положении полной подачи топлива. При этом обеспечено сцепление колес с дорогой без пробуксовывания. Предполагается также, что изменение параметров двигателя происходит по внешней скоростной характеристике.
Полагают, что разгон для легковых автомобилей начинается с минимально устойчивой скорости на низшей передаче порядка v0 = 1,5…2,0 м/с до значений vт = 27,8 м/с (100 км/ч). Для грузовых автомобилей принимают: vт = 16,7 м/с (60 км/ч).
Последовательно, начиная со скорости v0 = 1,5…2,0 м/с на первой передачи и последующих передачах, на динамической характеристике (рис.1) для выбранных по оси абсцисс v расчетных точек (не менее пяти) определяют запас динамического фактора при разгоне как разность ординат (D – f) на различных передачах. Коэффициент учета вращающихся масс (δвр) для каждой передачи подсчитывают по формуле:
δвр = 1,04 + 0,05·iкп2 .
Ускорения автомобиля определяют по формуле:
j = .
По полученным данным строят графики ускорений j=f(v) (рис.2).
Рис.2. Характеристика ускорений автомобиля.
При правильном расчете и построении кривая ускорений на высшей передаче пересечет абсциссу в точке максимальной скорости. Достижение максимальной скорости происходит при полном использовании запаса динамического фактора: D – f = 0.
Построение графика времени разгона t = f(v)
Этот график строят, используя график ускорения автомобиля j=f(v) (рис.2). Шкалу скоростей графика разгона разбивают на равные участки, например, через каждый 1 м/с, и из начала каждого участка проводят перпендикуляры до пересечения с кривыми ускорения (рис.3).
Площадь каждой из полученных элементарных трапеций в принятом масштабе равна времени разгона для данного участка скорости, если считать, что на каждом участке скорости разгон происходит с постоянным (средним) ускорением:
jср= (j1 + j2)/2,
где j1 , j2 - ускорения соответственно в начале и в конце рассматриваемого участка скоростей, м/с2.
В данном расчете не учитывается время на переключение передач и другие факторы, приводящие к завышению времени разгона. Поэтому вместо среднего ускорения принимают ускорение ji в начале произвольно взятого участка (определяют по шкале).
С учетом сделанного допущения время разгона на каждом участке приращения скорости Δv определится как:
ti = Δv/ji , с.
Рис. 3. Построение графика времени разгона
По полученным данным строят график времени разгона t = f(v). Полное время разгона от v0 до значений vт определяют как сумму времени разгона (с нарастающим итогом) по всем участкам:
t1 = Δv/j1 , t2 = t1 +(Δv/j2) , t3 = t2 +(Δv/j3) и так далее до tт конечного времени разгона:
.
При построении графика времени разгона удобно пользоваться таблицей и принять Δv = 1 м/с.
Участки скорости vi , м/с | ||||||||
№ участков | и т.д. | |||||||
ji , м/с2 | ||||||||
ti , с | ||||||||
Врем разгона с нарастающим итогом |
Напомним, что построенный (теоретический) график разгона (рис.4) отличается от действительного тем, что не учтено реальное время на переключение передач. На рис.4 время (1,0 с) на переключение передач отображено условно для иллюстрации момента переключения.
При использовании механической (ступенчатой) трансмиссии на автомобиле действительный график времени разгона характеризуется потерей скорости в моменты переключения передач. Это также увеличивает время на разгон. У автомобиля с коробкой передач с синхронизаторами интенсивность разгона выше. Наибольшая интенсивность у автомобиля с автоматической бесступенчатой трансмиссией.
Время разгона отечественных легковых автомобилей малого класса с места до скорости 100 км/ч (28 м/с) составляет порядка 13…20 с. Для автомобилей среднего и большого класса оно не превышает 8…10 с.
Рис. 4. Характеристика разгона автомобиля по времени.
Время разгона грузовых автомобилей до скорости 60 км/ч (17 м/с) составляет 35…45 с и выше, что свидетельствует о недостаточной их динамичности.
Путь разгона для легковых автомобилей до скорости 100 км/ч составляет 500…800 м.
Сравнительные данные по времени разгона автомобилей отечественного и зарубежного производства приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Время разгона легковых автомобилей до скорости 100км/ч (28 м/с)
Автомобиль | Время, с | Автомобиль | Время, с |
ВАЗ-2106 1,6 (74) | 17,5 | Alfa Romeo-156 2,0 (155) | 9,0 |
ВАЗ-2121 1,6 (74) | Audi A6 Tdi 2,5 (150) | 9,5 | |
Москвич 2,0 (113) | 11,5 | BMW-320i 2,0 (150) | 9,9 |
ЗИЛ-117 | Cadillac Sevilie 4,6 (395) | 7,2 | |
ГАЗель-3302 D 2,1 (95) | Mercedes S 220 CD (125) | 11,0 | |
ЗАЗ-1102 1,1 (51) | 16,2 | Peugeot-406 3.0 (191) | 7,9 |
ВАЗ-2110 1,5 (94) | 12,0 | Porsche-911 3,4 (300) | 5,2 |
Ford Focus 2,0 (130) | 9,2 | VW Polo Sdi 1,7 (60) | 17,4 |
Fiat Marea 2,0 (147) | 8,8 | Honda Civic 1,6 (160) | 8,0 |
Примечание: Рядом с типом автомобиля указан рабочий объем (л) и мощность (в скобках) двигателя (л.с.).
Построение графика пути разгона автомобиля S = f(v)
Аналогичным образом проводится графическое интегрирование раннее построенной зависимости t = f(V) для получения зависимости пути разгона S от скорости автомобиля. В данном случае кривая графика времени разгона автомобиля (рис. 5) разбивается на интервалы по времени, для каждого из которых находятся соответствующие значения Vcр k.
Рис.5. Схема, поясняющая использование графика времени разгона автомобиля t = f(V) для построения графика пути разгона S = f(V).
Площадь элементарного прямоугольника, например, в интервале Δt5 есть путь, который проходит автомобиль от отметки t4 до отметки t5, двигаясь с постоянной скоростью Vcр 5.
Величина площади элементарного прямоугольника определяется следующим образом:
ΔSk = Vcр k (t k - t k-1) = Vcр k · Δt k .
где k = l…m - порядковый номер интервала, m выбирается произвольно, но считается удобным для расчета, когда m = n.
Например (рис. 5), если Vср5 =12,5 м/с; t 4 =10 с; t5 =14 с, то ΔS5 = 12,5(14 - 10) = 5 м.
Путь разгона от скорости V0 до скорости V1 : S1 = ΔS1;
до скорости V2 : S2 = ΔS1 + ΔS2;
…
до скорости Vn : Sn = ΔS1 + ΔS2 + ... + ΔSn = .
Результаты расчета заносятся в таблицу и представляются в виде графика (рис. 6).
Путь разгона для легковых автомобилей до скорости 100 км/ч составляет 300…600 м. Для грузовых автомобилей путь разгона до скорости 50 км/ч равен 150…300 м.
Рис.6. Графика пути разгона автомобиля.