Определение мощности двигателя, необходимой для движения АТС с максимальной скоростью
Мощность двигателя, необходимую для движения АТС с максимальной скоростью , кВт, определяют по формуле:
, (3.1)
где – ускорение свободного падения, м/с2; – коэффициент сопротивления качению; – максимальная скорость движения АТС, м/с.
Ускорение свободного падения g = 9,81 м/с2 [2].
Коэффициент сопротивления качению при движении с максимальной скоростью ( >15 м/с) определяют по формуле:
, (3.2)
где – коэффициент сопротивления качению для скоростей движения, для легкового автомобиля = 0,015 [2].
Nv=63,56кВт.
3.1.2 Определение максимальной эффективной мощности
Максимальную эффективную мощность двигателя , кВт, рассчитывают по формуле:
, (3.3)
где а, b, c – коэффициенты Лейдермана, зависящие от типа и конструкции двигателя; – отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости к частоте при максимальной мощности.
Запас крутящего момента определяют по формуле:
, (3.4)
где – коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту.
Коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту рассчитывают по формуле:
, (3.5)
где – максимальный крутящий момент двигателя, Н×м; – крутящий момент двигателя при максимальной мощности, Н×м.
Так как для двигателя проектируемого АТС значения этих параметров неизвестны, предлагается воспользоваться имеющимися данными для бензиновых двигателей = 1,10 1,35 [1]. Принимаем Км = 1,15 [1].
Мз = (1,15-1).100 = 15%
Коэффициенты Лейдермана а, b, с для двигателей без ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала (малофорсированные бензиновые двигатели) определяют по формулам
; (3.6)
; (3.7)
, (3.8)
а = 2-25/15 = 0,55
b = 50/15 – 1 = 1,8
с = 25/15 = 1,35
После определения коэффициентов Лейдермана полученные значения необходимо проверить на соответствие условию:
a + b - c = 1 (*)
0,55 + 1,8 – 1,35 = 1
Условие (*) выполняется
кВт
Определение текущих значений мощности
Текущее значение мощности , кВт, определяют по формуле
, (3.9)
где – текущее значение частоты вращения коленчатого вала, об/мин.
Определение текущих значений крутящего момента
Текущее значение крутящего момента , Н×м, определяют по формуле:
, (3.10)
Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Результаты расчетов по формулам (3.9), (3.10) сводят в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Внешняя скоростная характеристика
Параметр, размерность | ne, об/мин | |||||||||||
Ne, кВт | 4,6 | 11,1 | 18,8 | 27,2 | 35,9 | 44,3 | 51,9 | 58,2 | 62,6 | 64,6 | 63,7 | 59,4 |
Mе, Нм | 96,0 | 114,7 | 129,8 | 141,3 | 149,1 | 153,4 | 154,0 | 150,9 | 144,3 | 134,1 | 120,2 | 102,7 |
По данным таблицы 3.1 строят внешнюю скоростную характеристику (рисунок 3.1).
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала для современных двигателей = 400 1000 об/мин [3], поэтому при расчете и построении внешней скоростной характеристики двигателя заданного АТС > 400 об/мин.
На рисунке 3.1 показывают следующие характерные точки:
· максимальную эффективную мощность двигателя и соответствующую ей частоту вращения коленчатого вала с указанием числовых значений и размерности;
· максимальный крутящий момент двигателя и соответствующую ему частоту вращения коленчатого вала с указанием числовых значений и размерности;
· минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала.
Ветви внешней скоростной характеристики после срабатывания ограничителя показывают штриховой линией.