Расчет суммарной приведенной интенсивности движения транспортного потока
Кафедра изысканий и проектирования дорог
Курсовая работа
по
«Проектированию автомобильной дороги с расчетом малых водопропускных сооружений»
Студент: Сахаров А.А.
Группа: 3Д3
Преподаватель: Мартяхин Д.С.
Москва 2010
2. Определение категории проектируемой автомобильной дороги
Общая перспективная интенсивность движения по проектируемой автомобильной дороге 7000 авт./сут.
Тип транспортного средства | Процент от общей перспективной интенсивности движения % | Перспективная интенсивность движения отдельного типа транспорта | Расчётная скорость км/ч | Коэффициент приведения |
ЗАЗ-968М | ||||
ВАЗ-2101 | ||||
Москвич М-2140 | ||||
ГАЗ-24 | ||||
ПАЗ-3201 | 1.53 | |||
ГАЗ-53А | 1.75 | |||
МАЗ – 500А | 2.5 | |||
Вольво F89-32 (6х4) | 3.5 | |||
КамАЗ-5511 | 1.53 | |||
Икарус-280 | 3.5 |
Nприв = = 700*1+700*1+1200*1+700*1+700*1.53+700*1.75+700*2.5+350*3.5+350*1.53+700*3.5 = 10331.5 ≈ 10500 авт./сут.
Исходя из данной приведенной интенсивности категория проектируемой дороги: II Б по ГОСТ Р
3. Расчёт технических нормативов
1. Определение параметров поперечного профиля проезжей части и земляного полотна
Общее число полос движения - 2 шт.
Ширина полосы движения - 3,75 м
Ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений - 3,0м
Ширина краевой полосы у обочины - 0,5 м
Ширина укрепленной части обочины - 2,0 м
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений - -----
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги - ------
Ширина краевой полосы у разделительной полосы - ------
2. Определение параметров геометрических элементов плана и продольного профиля
Ø Расчетная скорость движения - 120 км/ч
Ø Наибольший продольный уклон - 40%о
Ø Наименьшее расстояние видимости - 250 м
Ø Наименьший радиус кривых в плане - 800 м
3. Определение расчетом параметров геометрических элементов плана и продольного профиля
Ø Определение продольного уклона
§ Определение продольного уклона ЗАЗ-968М
Imax = D - f = 0.055 – 0.013 = 0.042 = 42 %о
f80 = 0.01*(1+0.01(80-50)) = 0.013
§ Определение продольного уклона ВАЗ-2101
Imax = D - f = 0.07 – 0.015 = 0.055 = 55 %о
§ Определение продольного уклона Москвич М-2140
Imax = D - f = 0.05 – 0.016 = 0.034 = 34 %о
f110 = 0.01*(1+0.01(110-50)) = 0.016
§ Определение продольного уклона ГАЗ-24
Imax = D - f = 0.058 – 0.0175 = 0.041 = 41 %о
f125 = 0.01*(1+0.01(125-50)) = 0.0175
§ Определение продольного уклона ГАЗ-53А
Imax = D - f = 0.07 – 0.01 = 0.060 = 60%о
f45 = 0.01*(1+0.01(45-50)) = 0.01
§ Определение продольного уклона МАЗ – 500А
Imax = D - f = 0.042 – 0.011 = 0.031 = 31%о
F60 = 0.01*(1+0.01(60-50)) = 0.011
§ Определение продольного уклона Вольво F89-32
Imax = D - f = 0.06– 0.017 = 0.043 = 43%о
f120 = 0.01*(1+0.01(120-50)) = 0.017
§ Определение продольного уклона КамАЗ-5511
Imax = D - f = 0.05– 0.01 = 0.04 = 40%о
f120 = 0.01*(1+0.01(55-50)) = 0.01
§ Определение продольного уклона ПАЗ-3201 Imax = D - f = 0.038– 0.011 = 0.027 = 27%о
f55 = 0.01*(1+0.01(55-50)) = 0.011
§ Определение продольного уклона Икарус-280 Imax = D - f = 0.039– 0.011 = 0.028= 28%о
f55 = 0.01*(1+0.01(55-50)) = 0.011
Ø Определение расстояния видимости
= 41.7 + 248 + 5 = 294.7 м
,где
V - скорость движения, км/ч;
Кэ- коэффициент, учитывающий эксплуатационное состояние автомобиля, не менее 1,4;
j - коэффициент продольного сцепления;
tp- расчетное время реакции водителя в секундах, определяемое по таблице
Ø Определение наименьшего радиуса кривой в плане
= 1202/127(0.15-0.02) = 872 м.
где
V - расчетная скорость, км/ч;
m - коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,12 для всех автомобильных дорог I категории и 0,15 - для автомобильных дорог II-V категории ,
iп - поперечный уклон двускатного поперечного профиля проезжей части, %0.
Наименьший радиус на вираже:
= 1202/127(0.15 + 0.04) = 597 м
iв - поперечный уклон профиля проезжей части на вираже, %о
Ø Определение наименьшего радиуса вертикальных выпуклых кривых
= 294.72/2*1.2 = 34987 м
Sп - расчетное расстояние видимости поверхности дороги
h - высота глаза водителя над проезжей частью дороги (принимается равной 1,2 м).
Ø Определение наименьшего радиуса вертикальных вогнутых кривых
= 294.72/2*(0.7+294.7*sin 1) = 7432 м.
Sп – расчетное расстояние видимости поверхности дороги
hф – возвышение центра фар автомобиля над поверхностью проезжей части, принимается для легкового автомобиля 0,7 м;
a - угол отклонения пучка света фар, принимается равной 1°.
Ø Определение необходимого количества числа полос движения
n = = 0.1*10500*1/0.5*1960*1 = 1.07 полосы движения
α – коэффициент перехода от суточной интенсивности к часовой
kпN – приведённая интенсивность движения
ε – коэффициент сезонной неравномерности интенсивности движения
z – расчетный коэффициент загрузки дороги движения
Р – пропускная способность полосы движения
γ – коэффициент зависящий от рельефа местности
Ø Определение ширины полосы движения
Пг = +0.85+0.01V = +0.85+0.45 = 3.45 м
Пл = +0.85+0.01V = +0.85+1 = 3.31 м
План:
1. Природно-климатические условия района проектирования автомобильной дороги
2. Определение категории проектируемой автомобильной дороги
3. Технические нормативы
4. План трассы
5. Конструирование и расчет дорожной одежды
6. Продольный профиль
7. Поперечные профили
8. Расчет малых водопропускных сооружений
9. Подсчёт объёмов работ
10. Использованная литература
Сводная таблица технических нормативов
Показатели | Единицы измерения | По расчёту | По ГОСТ | Принято для проектирования |
Мах. Продольный уклон | %о | рек 27 доп 40 | ||
Расстояние видимости | м | 294.7 | ||
Ширина полосы движения | м | 3.45 | 3.75 | 3.75 |
Количество полос | шт | 1.07 | ||
Радиус в плане | м | |||
Вертикальный радиус выпуклых кривых | м | |||
Вертикальный радиус вогнутых кривых | м | |||
Расчетная скорость | км/ч | - | ||
Категория | II | II | II |
4. Проектирование плана трассы Расчет элементов горизонтальных кривых
Вариант трассы №1
Угол поворота №1
φ1 =40°
T1=R*tg(φ1/2)= 1360*tg(20) = 495 м
Б1=R* (sec(φ1/2) – 1) = 1360*(sec(20) – 1) = 87.3 м
К1= (π*R*φ1 )/180 = (3.14*1360*40)/180 =950 м
D1= 2*T – K = 2*495 - 950 = 40 м
Вариант трассы №2
Угол поворота №1
φ1 =7° ; R = 2500 м – принимаем по ГОСТ т.к. угол малый
T1=R*tg(φ1/2)= 2500*tg(3.5) = 153 м
Б1=R* (sec(φ1/2) – 1) = 2500*(sec(3.5) – 1) =5м
К1= (π*R*φ1 )/180 = (3.14*2500*7)/180 = 305 м
D1= 2*T – K = 2*153 – 305 = 1 м
Угол поворота №2
φ1 =21°
T1=R*tg(φ1/2)= 1360*tg(10.5) = 252 м
Б1=R* (sec(φ1/2) – 1) = 1360*(sec(10.5) – 1) = 23.2 м
К1= (π*R*φ1 )/180 = (3.14*1360*21)/180 = 498.4 м
D1= 2*T – K = 2*252 – 498.2= 5.8 м
Угол поворота №3
φ1 =19°
T1=R*tg(φ1/2)= 1360*tg(9.5) = 227.6 м
Б1=R* (sec(φ1/2) – 1) = 1360*(sec(9.5) – 1) = 18.9 м
К1= (π*R*φ1 )/180 = (3.14*1360*19)/180 = 451м
D1= 2*T – K = 2*227.6 – 450.8 = 4.6 м
Таблица сравнения вариантов трассы
№ | Наименование показателя | Единицы измерения | 1 вариант | 2 вариант | ||
Длина трассы | м | 3630.8 | + | |||
Количество углов поворота | шт. | + | ||||
Коэффициент удлиннения | + | |||||
Наименьший используемый радиус | м | |||||
Протяженность трассы по неудобным землям и неустойчивым грунтам | км | 0.6 | 0.5 | + | ||
Протяженность трассы по лесным угодьям | км | 0.3 | 0.25 | + | ||
Количество водопропускных труб | шт. | |||||
Количество мостов | шт. | |||||
Количество пересечений с автомобильными дорогами | шт. | |||||
Количество пересечений с железнодорожными путями | шт. |
Вывод: лучшим является 2 вариант
5. Конструирование и расчет дорожной одежды
Исходные данные
Местоположение – Иркутская область
Категория автомобильной дороги – II
Тип грунта – супесь легкая пылеватая
Уровень грунтовых вод – 1.5 м
Тип транспортного средства | Перспективная интенсивность движения отдельного типа транспорта, авт./сут |
Грузовые автомобили | |
ГАЗ-53А | |
МАЗ – 500А | |
Вольво F89-32 (6х4) | |
КамАЗ-5511 | |
Автобусы | |
ПАЗ-3201 | |
Икарус-280 |
Исходя из транспортно-эксплуатационных требований на дороге II категории устраивается усовершенственное покрытие капитального типа. В качестве расчетного принимаем автомобиль с наибольшей нагрузкой на одиночную ось 115 кН (11.5 тс), с расчетным диаметром следа колеса D=40см.
Расчет суммарной приведенной интенсивности движения транспортного потока.
Тип транспортного средства | Суммарный коэффициент приведения | Перспективная интенсивность движения отдельного типа транспорта, авт./сут | Приведенная интенсивность, авт./сут |
Грузовые автомобили | |||
ГАЗ-53А | 0.055 | 38.5 | |
МАЗ – 500А | 0.563 | 394.1 | |
Вольво F89-32 (6х4) | 1.951 | 685.85 | |
КамАЗ-5511 | 0.498 | 174.3 | |
Автобусы | |||
ПАЗ-3201 | 0.018 | 12.6 | |
Икарус-280 | 0.385 | 269.5 | |
N пр. общ. | 1574.85 |
Расчетная приведенная интенсивность движения:
Np=f*Nпр.общ. , авт/сут,
Np= 0.35*1574.85=551.2 авт/сут
2. Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки за срок службы 12 лет.
Для расчета по допускаемому упругому прогибу и условию сдвигоустойчивости воспользуемся формулой:
∑Np=0,7*Np * (Kc/q (Tсл-1))*Трдг*Кп,
Где,
Np – приведенная интенсивность на последний год службы дорожной одежды, авт./сут;
Трдг – расчетное число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию деформируемости конструкции (150 дней);
Кп – коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого (1,49);
Kc – коэффициент суммирования(17.2);
Tсл- расчетный срок службы(12 лет)
q- показатель изменения интенсивности движения данного типа автомобиля по годам(1.02).
∑Np=0.7*551.2*(17.2/1.02(12-1) )*150*1.49 = 1123672 авт./сут
3. Определим требуемый модуль упругости по формуле:
Етр=98.65*(lg(∑Np)-С),
Где,
С – эмпирический параметр, принимаемый равным для расчетной нагрузки на ось (С=3,20 для нагрузки 115 кН).
Етр=98.65*(lg(1123672)-3.20)= 281 МПа
Еобщ=Етр*Ктрпр,
Где,
Ктрпр – требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый в зависимости от требуемого уровня надежности. Требуемый уровень надежности равен 0,95, следовательно, для автомобильной дороги II категории:
Еобщ= 186*1.20 = 337 МПа
Таким образом, расчетный (общий) модуль упругости составляет
Еобщ= 337 МПа.
Определение расчетных характеристик грунта:
Дорожно-климатическая зона - I
Тип местности по увлажнению – 1
Средняя влажность грунта Wср = 0.60
Расчетная влажность Wр = Wср *(1+γ*t),
γ – коэффициент вариации влажности(0.1),
t – коэффициент нормированного отклонения (1.71)
Wр =0.6*(1+0.1*1.71) = 0.7
Отсюда:
Егр = 49 МПа; φ = 12°; Сгр = 0.004 Мпа
Расчет дренирующего слоя:
hр = (qp * Tзап/n + 0.3*hзап) : (1- φзим )
Tзап – средняя продолжительность запаздывания начала работы водоотводящих устройств ( 6 сут)
φзим – коэфф. заполнения пор влагой к началу оттаивания(0.6)
n – пористость материала, в долях единицы (0.32)
hзап – дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала (0.12)
qp –расчетное значение воды, поступающей за сутки
qp = q*Kп* Kп *Квог*Кр/1000
q = 15 л/м2 ; Kп = 1.5 ; Kп = 1.0 ; Квог 1.1 ; Кр = 0.1
qp = 15*1.5*1.0*1.1*0.1/1000 = 0.002475 м3/м2
hр =(0.002475* 6/0.32 + 0.3*0.12) : (1 – 0.6) = 0.2 м
Минимальная толщина дренирующего песчаного слоя составляет 20 см
Конструирование и расчет дорожной одежды:
Назначаем слои дорожной одежды:
1 слой: плотный мелкозернистый а/б типа А, 1 марки, горячий, на битуме БНД 60/90. Е = 3200 МПа
2слой: пористый крупнозернистый а/б 1 марки, горячий, на битуме БНД 60/90. Е = 2000 МПа
3слой: щебень фракционированный известковый, укрепленный битумом по способу пропитки. Е = 450 МПа
4слой: щебень фракционированный известковый, уложенный по способу заклинки. Е = 350 МПа
5слой: песок крупнозернистый с коэффициентом фильтрации 4 м/сут. Е = 130МПа , φ = 40° , с = 0.007 МПа
Все принятые толщины слоев удовлетворяют требованиям СНиПа 2.05.02 – 85
Наименование слоя | Eсл | hсл | hсл/D | Eв/Eсл | Eн/Есл | Ев | Ен |
Плотный а/б | 0.15 | 0.1 | 0.075 | ||||
Пористый а/б | 0.2 | 0.12 | 0.09 | ||||
Щ. изв. обр. битумом | 0.25 | 0.4 | 0.325 | ||||
Щебень известковый | 26 | 0.65 | 0.417 | 0.223 | |||
Песок крупнозернистый | 0.75 | 0.6 | 0.37 | ||||
Грунт зем. полотна | --- | --- | --- | --- | --- | --- |
Толщина слоя из известнякового щебня – 26 см
Общий вид дорожной одежды:
Проверка №1. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости в грунте :
T = τн * p
Егр = 49 МПа; φ = 12°; Сгр = 0.004 Мпа
1800*6 + 1200*8 + 450*10 + 350*26 + 130*30
Еслср = --------------------------------------------------- = 473.75 МПа
6 + 8 + 10 + 26 + 30
Еслср / Еосн = 473.75 / 49 =9.67
Hсл / D = 80 / 40 = 2
Отсюда τн = 0.014 МПа
Т = 0.013*0.6 = 0.007 МПа
Тпр = kд *(сn + 0.1*γср*zоп*tgφст);
сn = 0.004 МПа ;Кд = 1.0 ;zоп = 80 см ; γср =0.002 кг/см3
Тпр =1*(0.004 + 0.1*0.002*80*tg12) = 0.008 МПа
Кпр = Тпр / Т = 0.008/0.007 = 1.143 > 1 = Ктрпр
Вывод: конструкция удовлетворяет условиям прочности по сдвигу в грунте.
Проверка №2. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания:
Eпесобщ = 78 МПа ; φ = 35° ; С =0.003 МПа
1800*6 + 1200*8 + 450*10 + 350*26
Еслср = ----------------------------------------- = 680 МПа
6 + 8 + 10 + 26
Еслср / Еосн =680/78 = 8.72 ; hсл/ D = 50/40 = 1.25
τн = 0.017 МПа
T = 0.017*0.6 = 0.01
Тпр = kд *(сn + 0.1*γср*zоп*tgφст);
сn = 0.004 МПа ;Кд = 1.0 ;zоп = 50 см ; γср =0.002 кг/см3
Тпр =1*(0.004 + 0.1*0.002*50*tg35) = 0.011 МПа
Кпр = Тпр / Т = 0.011/0.01= 1.1 > 1 = Ктрпр
Вывод: условие по сдвигоустойчивости в песчаном слое выполнено.