В 1930 году началась непосредственная разработка ракетных снарядов 82 мм и 132 мм калибров.
В 1931 - 1933 годах в ГДЛ разрабатывались и проходили стендовые испытания крупнокалиберные ракетные снаряды диаметром 245 мм, весом 118 кг и диаметром 410 мм при весе 500 кг.
В 1932 году начались лётно-полигонные стрельбы ракетными, или, как тогда их называли, реактивными, снарядами (PC) диаметром 82 мм (PC-82) с самолёта И-4.
Летом того же года в присутствии одного из руководителей военного ведомства Михаила Николаевича Тухачевского были успешно проведены первые официальные стрельбы в воздухе снарядами PC-82 с самолёта И-4, вооруженного шестью пусковыми установками.
С 1932 года велись работы и по вооружению самолёта Р-5 снарядами PC-82 и PC-132 и бомбардировщика ТБ-1 снарядами PC-132 и PC-245.
Пусковая установка бугельного типа
Со снарядами РС-132.
Были достигнуты большие успехи и в разработке порохового ракетного старта самолётов, начатой ещё в 1927 году катапультированием моделей.
На нижнем крыле биплана У-1 были установлены два ракетных пороховых ускорителя и сделано около ста взлётов.
После получения в 1931 году положительных результатов с учебным самолётом У-1, работы были перенесены на тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
Государственные испытания ТБ-1, крылья которого были оборудованы шестью стартовыми ракетами, успешно прошли в 1933 году.
Разбег самолёта сократился на 77 процентов.
Ракетным двигателем, который применяется в настоящее время в ракетах для исследования верхних слоев атмосферы и может быть использован при запуске ИСЗ, является пороховой ракетный двигатель (ПРД).
Такой двигатель используется в боевых пороховых ракетах. Основными конструктивными элементами его являются: корпус 1, камера сгорания 2, сопло 3, заряд пороха 4 и диафрагма 5.
Пороховой ракетный двигатель: 1 - корпус ракеты; 2 - камера сгорания; 3 - сопло двигателя; 4 - заряд пороха; 5 - диафрагма; 6,7 - передний и задний воспламенители; 8 - отверстия решётки. |
Дно камеры сгорания (отверстия решетки) 8 является местом приложения основной составляющей тяги.
Различные типы пороховых ракетных зарядов.
Ракетный двигатель твёрдого топлива состоит из камеры сгорания и выходного сопла.
Твёрдое топливо (часто им является порох), спрессованное в шашки, заполняет камеру сгорания.
Воспламенение его при запуске осуществляется от какого-либо постороннего источника.
Продукты сгорания топлива, имея высокое давление (до 250 кг/см2и высокую температуру (до 2000оК), с большой скоростью вытекают через выходное сопло в атмосферу.
При этом возникает сила реакции струи газов, действующая на корпус в направлении, обратном направлению движения газов.
Эта сила реакции и является силой тяги.
Основным недостатком ракетного двигателя твёрдого топлива является малое время его работы, определяемое запасом топлива в камере сгорания.
Пороховые ракеты используются также в качестве стартовых ракет (бустеров).