Тема 9. Свободные экономические зоны: необходимость создания.
В последние годы в России идет процесс создания экономических зон (СЭЗ). Схема их создания одинаковая: поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности. Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать хозяйственную деятельность. Принципы создания таких зон основываются на региональной политике развитых стран, которые еще в начале 1980-х годов поставили задачу оживить мелкий и средний бизнес. Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена и практикой развивающихся стран, когда с середины 1960-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов. С точки зрения сравнительных преимуществ эта логика достаточно проста: если страна не в состоянии по каким-либо причинам обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала, то она может это сделать в рамках свободных экономических зон, где правительство имеет возможность проводить иную промышленную политику и создавать специальный, более благоприятный инвестиционный климат для зарубежных капиталов.
Обычно в мировой практике выбор административно-хозяйственного управления СЭЗ, зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим и принципиальным моментом является то, что СЭЗ, будучи локальной социально-экономической системой, должна находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств.
Свободные экономические зоны наделяются определенными льготами:
1. Внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима — снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций. • Льготы, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль, доход, стоимость имущества и т.д.), амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, т, е. они предусматривают временное или постоянное освобождение от налогообложения.
2. Финансовые льготы, которые включают различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и государственных кредитов.
3. Административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг. Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных экономических зон налоговые льготы — далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают лишь в сочетании с базовыми преференциями, предопределяющими типовую специфику данной зоны.
В настоящее время в России создан ряд свободных экономических зон — «Санкт-Петербург», «Выборг», «Янтарь» (Калининградская область), «Сахалин», «Даурия» (Читинская область), «Садко» (Новгород), «Технополис», (Зеленоград), «Магадан», «Находка», «Ева» (Еврейская автономная область) и др.
Примером особенно успешного развития является свободная экономическая зона «Находка» — центр вовлечения предприятий Приморья в международное разделение труда. «Находка» — первая свободная экономическая зона, образованная по решению Верховного Совета РСФСР в ноябре 1990 г. В соответствии с этим решением ей было предоставлено право выделять свой бюджет в составе краевого бюджета отдельной строкой и оставлять в своем распоряжении в течение 5 лет все налоговые и прочие выплаты предприятий в вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами. При образовании зоны были учтены такие факторы, как непосредственная близость к крупнейшим государствам Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония), странам Юго-Восточной Азии, а также развитая инфраструктура и достаточный промышленный потенциал самого города, благоприятные условия для развития пригородного сельского хозяйства. Уже накопленный опыт внешнеэкономической деятельности благотворно повлиял на развитие зоны. До недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке.
Дальнейшая интеграция регионов Российской Федерации в мировой рынок предопределяет необходимость решения широкого круга проблем. Одной из наиболее важных и заметных проблем является формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны.
Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятельности и интеграция их в мировую экономику обусловливаются такими факторами, как: возможность интенсивного развития внешнеэкономических связей регионов на мировом рынке товаров, капиталов и услуг, ограниченные возможности внутреннего рынка и трансформация отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы; укрепление и расширение экономических и торговых связей регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; значительные возможности развития транспортного обслуживания грузопотоков Европа — Азия; наличие минерально-сырьевых ресурсов, имеющих мировое значение.
Позиции восточных регионов России на мировом рынке в настоящее время определяются экспортом сырья и энергоносителей. Возрастает их роль в экспорте продукции страны. Доля Сибири в экспорте природного газа составляет почти 100%, нефти — 88%, алюминия — 85%, меди — свыше 70%. Велика доля восточных регионов в экспортных поставках страны угля, никеля, продукции нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, азотных удобрений, нефтепродуктов.
Однако экстенсивные факторы наращивания экспорта углеводородного сырья практически исчерпаны, что не может не отразиться на стоимостном объеме сибирского экспорта.
Предоставление большей самостоятельности субъектам Федерации способствовало активизации внешнеэкономической деятельности регионов Сибири и Дальнего Востока. Следствием этого стало увеличение стоимостных объемов регионального экспорта. Возросло и число предприятий, участвующих в экономических связях с зарубежными странами. Их численность достигла 6 тыс. Однако основной объем поставок товаров из Сибири и Дальнего Востока осуществляется такими предприятиями, как Братский алюминиевый завод, АО «Саянский алюминиевый завод», РАО «Норильский никель», АО «ИРКАЗ», АО «Запсибметкомбинат», АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АО «Ангарская нефтехимическая компания», концерн «Кузнецкуголь». Изменяется отраслевая структура экспорта. Наряду с традиционными видами продукции топливной, металлургической и лесной отраслей возрастает экспорт машин, оборудования, техники. Предприятия обрабатывающей промышленности поставляли продукцию, произведенную на основе высоких и средних технологий. Рост экспорта продукции отраслей машиностроения объясняется также восстановлением производственных связей со странами СНГ.
На долю высокоразвитых стран — Германии, Италии, Японии, США и ряда других приходится почти 65% общего объема импорта предприятиями Сибири и Дальнего Востока. Доля машин и оборудования, импортируемых из этих государств, составляет от 30 до 85%.
Среди развивающихся стран все большую роль играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Сингапур, Гонконг, Южная Корея.