Сущность и направления «экономического районирования».
Экономическое районирование является неотъемлемой составной частью региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты исследования региональной экономики.
Процесс районообразования происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Производственные отношения как районообразующий фактор проявляются прежде всего в том, что они оказывают определяющее воздействие на уровень, форму организации производительных сил района и на специализацию его хозяйства.
Территориальное разделение труда — один их важнейших элементов районообразования. Оно предполагает две стороны процесса: специализацию хозяйства и развитие экономических связей между специализирующимися территориями.
К числу районообразующих факторов относится и размещение трудовых ресурсов, так как оно наряду с природными условиями и природными ресурсами определяет направление хозяйственной специализации конкретной территории и уровень развития производительных сил.
На процесс районообразования влияют также национальный фактор, социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны, транспортная освоенность территорий, геополитическое положение страны и ее отдельных частей.
В настоящее время параметры социально-экономического развития страны устанавливаются применительно к ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов — по отдельным регионам (районам). Исходное значение имеют изучение и планирование основных социально-экономических показателей по макрорегионам страны.
Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения.
В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона: Европейская и Восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают,
На территории Европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь — топливно-энергетических.
В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Европейской зоне страны и экспортируется.
Экономический район является основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда.
Основные принципы районирования:
1.Экономический принцип -рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
2.Национальный принцип - учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип - определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т. е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т. д.
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено — крупные экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики; низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звено районирования — крупные экономическиерайоны — используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы —это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районированияиспользуется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаками. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
Низшее звено районирования — городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и. переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Россия - федеративное государство. Оно включает 89 субъектов Федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и .Санкт-Петербург). Они резко различаются по площади территории, численности населения, экономическому потенциалу, но тем не менее все имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.
В территориально-государственном устройстве Росси имеется один уникальный в мировой практике парадокс. Девять автономных округов (все, за исключением Чукотского) входят в более крупные территориальные единицы. Например, Ненецкий автономный округ входит в Архангельскую область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа включены в состав Тюменской области и т.д. Но в соответствии с Конституцией Poccии и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправны субъектами Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление России имеет и более низкие иерархические уровни (города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости).
Большая часть республик расположена наевропейской части страны (Карелия, Коми, Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Башкирия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Калмыкия), 5 - в азиатской части России (Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия и Республика Алттай).
Два края находятся в европейской части - на Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский), четыре - в азиатской части (Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский).
Все 10 автономных округов расположены в районах Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, 2 из них (Ненецкий и Коми-Пермяцкий) - в европейской части России, а остальные (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский) - в азиатской части. Республики, автономные округа, автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения титульных этносов.
Во главе каждого федерального округа стоит полномочный представитель Президента России. Федеральные округа не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деления и служат целям укрепления вертикали государственной власти. Центрами федеральных округов стали общепризнанные региональные столицы, издавна служившие полюсами политического и экономического притяжения обширных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск).