Силы в зацеплении конической передачи
Нормальная нагрузка в контакте зубьев колес может быть представлена в виде проекций на три взаимно перпендикулярных направления. Компоненты общего усилия в зацеплении представляются как окружная Ft, радиальная Fr и осевая Fa составляющие (рис. 11).
10.1. Силы в зацеплении конической передачи с кривозубыми колесами (рис. 12)
Рис. 12. Силы, действующие в контакте конических колес с криволинейными зубьями
На рисунке 12 вектор нормальной силы представлен в виде .
В свою очередь . Тогда, как видно из рисунка, , , .
Величину окружной силы при проектировании определяют по формуле
(45)
Радиальная и осевая силы рассчитываются по формулам:
; (46)
; (47)
; ; - угол зацепления в нормальном сечении.
Знак «+» берется в случае, когда направления вращения соответствующего зубчатого колеса и линия наклона зуба совпадают, а «-» - если противоположны.
10.2. Силы в зацеплении прямозубой конической передачи (рис.13)
Рис. 13. Силы, действующие в контакте конических колес с прямыми зубьями
Величину окружной силы при проектировании определяют по формуле
, ( ) (48)
Радиальная и осевая силы рассчитываются по формулам:
; (49)
; (50)
; . (51)
Глава 2
Конструирование конических зубчатых колес
Конструктивные элементы конических зубчатых колес
Основные параметры зубчатых колес (диаметр, ширина, модуль, число зубьев и пр.) определены при проектировании передачи. Конструкция колеса и шестерни зависит главным образом от проектных размеров, материала, способа получения заготовки и масштаба производства.
Основные конструктивные элементы колеса – обод, ступица и диск (рис. 14).
Рис. 14. Конструктивные элементы конического зубчатого колеса
Обод воспринимает нагрузку от зубьев и должен быть достаточно прочным и в то же время податливым, чтобы способствовать равномерному распределению нагрузки по длине зуба. Жесткость обода обеспечивает его толщина δ.
Ступица служит для соединения колеса с валом. Длина ступицы lст должна быть оптимальной, чтобы обеспечить устойчивость колеса на валу в плоскости, перпендикулярной оси вала, прочность шпоночного (шлицевого) соединения, а также получение заготовок ковкой и нарезание шпоночных пазов методом протягивания.
Диск соединяет обод и ступицу. Его толщина с определяется в зависимости от способа изготовления колеса. Иногда в дисках колес выполняют отверстия, которые используют при транспортировке и обработке колес, а при больших размерах и для уменьшения массы. Диски больших литых колес усиливают ребрами или заменяют спицами. Острые кромки на торцах ступицы и углах обода притупляют фасками f. При любой формеколес внешние углы зубьев притупляют фаской , обрабатывая колеса по внешнему диаметру dae параллельно оси посадочного отверстия (рис. 15, 18).