Исполнительные размеры калибров
Исполнительными называют предельные размеры калибра, по которым изготовляют новый калибр. Для определения этих размеров на чертеже скобы проставляют наименьший предельный размер с положительным отклонением; для пробки и контрольного калибра - их наибольший предельный размер с отрицательным отклонением.
Наибольший размер проходного нового калибра:
пробки
ПР max = D min + Z + H/2 (16)
скобы
ПР max = d max - Z1 + H1/2 (17)
Наименьший размер проходного нового калибра:
пробки
ПР min = D min + Z - H/2 (18)
скобы
ПР min = d max - Z1 - H1/2 (19)
Наименьший размер изношенного проходного калибра-пробки:
ПР изн = D min - Y (20)
Наибольший размер изношенного проходного калибра-скобы:
ПР изн = d max + Y1 (21)
Наибольший размер непроходного нового калибра:
пробки
НЕ max = D max + H/2 (22)
скобы
НЕ max = d min + H1/2 (23)
Наименьший размер непроходного нового калибра:
пробки
НЕ min = D max - H/2 (24)
скобы
НЕ min = d min - H1/2 (25)
Размеры контрольных калибров:
К-ПР max = d max - Z1 + Hp/2 (26)
К-ПР min = d max - Z1 - Hp/2 (27)
К-НЕ max = d min + Hp/2 (28)
К-НЕ min = d min - Hp/2 (29)
К-И max = d max + Y1 + Hp/2 (30)
К-И min = d max + Y1 - Hp/2 (31)
Контрольный калибр К-И проверяет допустимую величину износа рабочей проходной скобы.
Пример выполнения расчетноЙ работы
Для гладкого цилиндрического соединения Н7/h6 номинального диаметра D = 24 мм определяем:
1. Предельные размеры.
2. Допуски.
3. Наибольший, наименьший и средний зазоры.
4. Допуск посадки.
5. Исполнительные размеры предельных калибров.
Расположение полей допусков изобразить графически.
1. Определяем предельные размеры.
Посадка 24 H7/h6 является посадкой с зазором в системе отверстия. Поле допуска основного отверстия H7для диаметра 24 мм определяется по табл.1.27 [1]:
ES = +0,021 мм;
EI =0.
Поле допуска вала (6-й квалитет) для диаметра 24 мм определяется по табл.1.28 [1]:
es = 0 ;
ei = -0,013 мм.
Определим предельные размеры отверстия:
D max = D + ES = 24,000 + 0,021 = 24,021(мм);
D min = D + EI = 24,000 + 0= 24,000 (мм).
Определим предельные размеры вала:
d max = d + es = 24,000 +0 = 24,000 (мм);
d min = d + ei = 24,000 +(-0,013) = 23,987 (мм).
2. Определяем допуски.
Определяем допуск диаметра отверстия:
TD = D max - D min = 24,021 – 24,000 = 0,021 (мм);
Td = d max - d min = 24,000 – 23,987 = 0,013 (мм).
3. Определяем наибольшие, наименьшие и средние зазоры.
Наибольший зазор:
S max = D max - d min = 24,021 – 23,987 = 0,034 (мм).
Наименьший зазор:
S min = D min - d max = 24, 000 – 24,000 = 0 (мм).
Средний зазор:
S m = (S max + S min) / 2 = (0,034 + 0) / 2 = 0,017 (мм).
4. Определение допуска посадки.
Определяем допуск в посадке с зазором:
TS = S max - S min = 0,034 - 0= 0,034 (мм).
5. Определяем исполнительные размеры предельных калибров.
5.1. Определяем размеры калибров-пробок.
Для отверстия диаметра 24 мм с полем допуска H7 (7-й квалитет) определяем по ГОСТ 24853 -81:
H = 4 мкм = 0,004 мм;
Z = 3 мкм = 0,003 мм;
Y = 3 мкм = 0,003 мм.
Наибольший размер проходного нового калибра-пробки:
ПР max = D min + Z + H/2 =24,000 + 0,003 + 0,004 / 2 = 24,005 (мм).
Наименьший размер проходного нового калибра-пробки:
ПР min = D min + Z - H/2 = 24,000+ 0,003 - 0,004 / 2 = 24, 001 (мм).
Наименьший размер изношенного проходного калибра-пробки:
ПР изн = D min - Y = 24,000 - 0,003 = 23,997 (мм).
Наибольший размер непроходного нового калибра-пробки:
НЕ max = D max + H/2 = 24,021 + 0,004 / 2 = 24,023 (мм).
Наименьший размер непроходного нового калибра-пробки:
НЕ min = D max - H/2 = 24,021 - 0,004 / 2 = 24,019 (мм).
5.2. Определяем размеры калибров-скоб.
Для вала диаметром d = 24 мм с полем допуска h6 (6-й квалитет) определяем по ГОСТ 24853 -81:
H1 = 4 мкм = 0,004 мм;
Z1 = 3 мкм = 0,003 мм;
Y1 = 3 мкм = 0,003 мм.
Hp = 1,5 мкм = 0,0015 мм.
Наибольший размер проходного нового калибра- скобы:
ПР max = d max - Z1 + H1/2 = 24,000 - 0,003 + 0,004 / 2 = 23,999 (мм).
Наименьший размер проходного нового калибра-скобы:
ПР min = d max - Z1 - H1/2 = 24,000 - 0,003 - 0,004 / 2 = 23,995 (мм).
Наибольший размер изношенного проходного калибра-скобы:
ПР изн = d max + Y1 = 24,000 + 0,003 = 24,003 (мм).
Наибольший размер непроходного нового калибра-скобы:
НЕ max = d min + H1/2 = 23,987 + 0,004 / 2 = 23,989 (мм).
Наименьший размер непроходного нового калибра-скобы:
НЕ min = d min - H1/2 = 23,987 - 0,004 / 2 = 23,985 (мм).
Размеры контрольных калибров:
К-ПР max = d max - Z1 + Hp/2 = 24,000 - 0,003 + 0,0015/2=23,99775(мм).
К-ПР min = d max - Z1 - Hp/2 = 24,000 - 0,003 - 0,0015/2 = 23,99625(мм).
К-НЕ max = d min + Hp/2 =23,987 + 0,0015/2 = 23,98775(мм).
К-НЕ min = d min - Hp/2 = 23,987 - 0,0015/2 = 23,98625(мм).
К-И max = d max + Y1 + Hp/2 = 24,000 + 0,003 + 0,0015/2 = 24,00375(мм).
К-И min = d max + Y1 - Hp/2 = 24,000 + 0,003 - 0,0015/2 = 24,00225(мм).
6. Расположение полей допусков представлено на рис. 9.
Рисунок 9 - Расположение полей допусков
Приложение 1
Варианты заданий
на проведение работы
Вари- ант | Номинальные размеры, мм | Виды соединений | Вари- ант | Номинальные размеры, мм | Виды соединений |
H7/k6 | H7/h6 | ||||
H7/i7 | G6/h7 | ||||
G6/h6 | H6/h7 | ||||
K8/h7 | H6/g6 | ||||
H6/is6 | G6/h7 | ||||
K7/h8 | H6/f6 | ||||
H7/k7 | F8/h7 | ||||
H6/is6 | H7/g6 | ||||
H7/h7 | Js6/h6 | ||||
K6/h6 | K6/h7 | ||||
E8/h7 | M6/h7 | ||||
H6/f6 | H6/k6 | ||||
G7/h8 | M6/h7 | ||||
H7/d7 | H6/is6 | ||||
H6/f6 | M8/h7 |
Приложение 2
Допуски и отклонения калибров
(по ГОСТ 24853-81)
Ква- | Обозначение | Интервалы размеров, мм | |||||
ли- | размеров и | Св.18 до 30 | Св.30 до 50 | Св.50 до 80 | Св.80 до 120 | Св.120 до 180 | |
теты | допусков | размеры и допуски, мкм | |||||
Z | 2,5 | 2,5 | |||||
Y | 1,5 | ||||||
Z1 | 3,5 | ||||||
Y1 | |||||||
H, Hs | 2,5 | 2,5 | |||||
H1 | |||||||
Hp | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | |||
Z, Z1 | 3,5 | ||||||
Y, Y1 | |||||||
H, H1 | |||||||
Hs | 2.5 | 2,5 | |||||
Hp | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | |||
Z, Z1 | |||||||
Y, Y1 | |||||||
H | |||||||
H1 | |||||||
Hs, Hp | 2,5 | 2,5 | |||||
Задание № 3
«Допуски и посадки подшипников качения»
Система допусков и посадок для подшипников качения
Для радиального однорядного подшипника построить схемы расположения полей допусков с указанием отклонений. Нагружение – циркуляционное. Вал – сплошной.
Исходные данные:
Класс точности.
Номер подшипника.
Радиальная нагрузка R, Н.