Образуйте от данных существительных форму Род. падежа мн. числа.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормы называются морфологическими?

2. Каковы тенденции развития грамматических норм?

3. Проанализируйте особенности употребления имен существительных:

а) колебания в роде, падеже, числе; б) определение рода несклоняемых существительных и аббревиатур; в) варианты падежных окончаний; г) особенности склонения собственных имен существительных.

5. Охарактеризуйте нормы употребления грамматических форм имени прилагательного и местоимения.

6. Назовите трудные случаи употребления имен числительных и количественно-именных сочетаний.

7. Каковы особенности употребления глагольных форм?

Тренировочные задания

Имя существительное

1. От данных существительных образуйте форму мн. числа. Какие существит. имеют варианты?Образец: автор – авторы.

Бухгалтер, вексель, директор, договор, инженер, инспектор, катер, кондуктор, лектор, мех, образ, повар, пропуск, профессор, слесарь, соболь, токарь, тормоз, трактор, хлеб, шофер, якорь.

Образуйте от данных существительных форму Род. падежа мн. числа.

Образец: баклажаны – баклажанов.

Англичане, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, грузины, дно, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, мандарины, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, туркмены, туфли, чулки.

Раскройте скобки, употребив имена и фамилии в нужной форме.

Встреча с (Иван Петрович Петух, Нинель Павловна Солоп, Даниель Дефо, Томас Майн Рид, Павел Александрович Долгих, Петр Ремень, Даниленко, Немирович-Данченко, Татьяна Друбич, Виктор Друбич, Фенимор Купер).

Имя прилагательное

Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных. Исправьте ошибки.

1) Он был горяч, полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4) Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5) Один брат шумный, другой – тих. 6) Более быстрее развивается машиностроение.

Местоимение

Отметьте нарушения норм употребления местоимений.

1) На ихней стоянке горел костер. 2) Когда в университет приходит новое поколение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки. 3) Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года. 4) Группа попросила переэкзаменовать их в первую очередь. 5) Лицо у ней круглое. 6) Мать попросила дочь принести свое платье.

Имя числительное

1. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два/двое друг). 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. В семье было (три/ трое сын), все (три/трое) - прекрасные охотники. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. В обоих странах скоро будут выборы.

Запишите предложения, раскрыв скобки и заменив цифры словами.

1. От 964 отнять 89. 2. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 3. Деревня находится (163 километр) от города. 4. Пособие с 2475 (чертеж). 5. Груз весом 1500 тонн. 6. Прошло 23 (сутки) после окончания экспедиции. 7. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей). 8. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 9. Результат – 3,5 (процент). 10. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю своих (24 однокурсника). 11. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделились двое. 12. Наш город отпраздновал 2500-летие.

Глагол

Раскройте скобки, употребляя вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) __________ на воде. 2. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ____________ ее составить проект резолюции. 3. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) ____________ в район расположения наших войск. 4. Развитие науки (обусловить) ____________ развитие производства. 5. Мы были довольны тем, что (избегнуть) _________ неприятной встречи.6. После контузии он все больше и больше (глохнуть) ________.

Образуйте форму 1-го лица ед. числа будущего времени от следующих глаголов.

Победить, убедить, очутиться, ощутить, роптать, выздороветь, опротиветь.


Синтаксические нормы

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормы называются синтаксическими? Назовите их типы.

2. Охарактеризуйте типичные ошибки в предложно-падежном управлении.

3. Каковы принципы координации сказуемого и подлежащего; правила согласования определений и приложений с определяемым словом, деепричастного оборота?

4. В чем трудности построения предложений с однородными членами (смысл и грамматика)?

5. Охарактеризуйте типичные грамматико-синтаксические ошибки в сложном предложении.

Тренировочные задания

Нормы согласования

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормы называются лексико-стилистическими?

2. Каковы типичные ошибки при употреблении слов, близких по значению или форме: синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов?

4. Расскажите о нормах сочетаемости: семантической (смысловой), лексической и стилистической.

5. Что такое речевая недостаточность и речевая избыточность? Приведите примеры тавтологии и плеоназма.

Тренировочные задания

1. Определите семантическую (смысловую) общность слов и укажите различия: а) в оттенках значения; б) стилистической окраске.

1) Патриотизм–национализм; популярность-популизм; пособник–помощник. 2) Фирменные услуги – услуги фирмы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормы называются морфологическими?

2. Каковы тенденции развития грамматических норм?

3. Проанализируйте особенности употребления имен существительных:

а) колебания в роде, падеже, числе; б) определение рода несклоняемых существительных и аббревиатур; в) варианты падежных окончаний; г) особенности склонения собственных имен существительных.

5. Охарактеризуйте нормы употребления грамматических форм имени прилагательного и местоимения.

6. Назовите трудные случаи употребления имен числительных и количественно-именных сочетаний.

7. Каковы особенности употребления глагольных форм?

Тренировочные задания

Имя существительное

1. От данных существительных образуйте форму мн. числа. Какие существит. имеют варианты?Образец: автор – авторы.

Бухгалтер, вексель, директор, договор, инженер, инспектор, катер, кондуктор, лектор, мех, образ, повар, пропуск, профессор, слесарь, соболь, токарь, тормоз, трактор, хлеб, шофер, якорь.

Образуйте от данных существительных форму Род. падежа мн. числа.

Образец: баклажаны – баклажанов.

Англичане, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, грузины, дно, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, мандарины, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, туркмены, туфли, чулки.

Наши рекомендации