Интерфейс пользователя NX 9.0
Главное окно функционально объединяет все интерфейсные элементы среды моделирования. В его верхней части располагаются заголовок, содержащий имя загруженного файла, в правой части – стандартные для интерфейса Windows кнопки минимизации, изменения размеров и закрытия главного окна.
Основные элементы: Ленточная панель, Верхняя панель инструментов, Панель ресурсов, Курсорное меню, Графическое окно (рис. 2.2)
Рисунок 2.2 – Главное окно программы
Панель быстрого доступа:
– Сохранить (Ctrl+S)
– Отменить последнее действие (Ctrl+Z)
– Восстановить последнее действие
– Вырезать
– Копировать
– Вставить
– Выбор окна
Ленточная панель содержит все функции для работы с моделью, ее отображения, а также дополнительные модули для дальнейшего анализа построенной модели. Состав функций ленточной модели может отличатся в разных модулях программы.
Верхняя панель инструментов содержит команды группы выбора элементов и группу отображения разрабатываемой модели (дублирует команды вкладки Вид ленточной панели), а также главное меню программы
Панель ресурсов содержит несколько вкладок, основная из них Навигатор модели, в которой показаны все элементы модели – дерево модели.
Графическое окно служит для отображения разрабатываемой модели. Оно имеет кнопки минимизации, изменения размера и закрытия. В окне представлена глобальная система координат X, Y, Z; рабочие координатные оси, а также начало координат.
Курсорное менюпоявляется при нажатии правой кнопки мыши и содержит ряд наиболее часто употребляемых команд. Состав команд курсорного меню изменяется в зависимости от места нажатия.
Варианты построения трехмерных моделей
Имеющийся в программе NX инструментарий позволяет получать трехмерные объекты несколькими путями. Возможно создание трехмерных тел из первичных строительных блоков (в дальнейшем ПСБ, конструктора на своем сленге называют их «примитивами»), с последующей трансформацией полученного объекта за счет объединения, вычитания пересечения блоков, обрезания ненужного, получения скруглений и фасок. Можно нарисовать т.н. «эскиз» (двумерное тело – параметрическое образование) и произвести с ним операции выдавливания или вращения вокруг оси, получив тем самым трехмерное тело. Возможен вариант выдавливания или вращения замкнутой кривой. Возможно создание поверхностей, и далее, задавая с помощью специальной функции «толщину» такой поверхности можно получить трехмерное тело.
Работа при построении любой трехмерной модели ведется в модуле «Модель», для этого при входе в окне Новый, должна быть активна вкладка Модель.
В данном пособии рассмотрен вариант создания твердых тел с помощью ПСБ. Выбор базовых ПСБ в программе NX ограничен следующим набором: параллелепипед, сфера, конус, цилиндр. Для создания требуемого объекта последовательно активируем в главном Меню пункт Вставить, в развернувшемся подменю пункт Элементы проектирования и затем требуемый геометрический объект или в Ленточной панели во вкладке Исходная в разделе Элемент.
Построение цилиндра
Если в главном Меню в Элементах проектирования был выбран цилиндр, то развернется окно Цилиндр , в котором в поле Тип следует выбрать вариант построения, например, Ось, диаметр высота или Дуга и высота , нажав на треугольник справа и выбрав из развернувшегося меню нужный вариант (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 – Окно Цилиндра
Направление оси цилиндра задается в поле Задать вектор, в котором можно выбрать требуемую ось декартовой системы координат, например ось OZ. Для чего нажимаем кнопку ZC. При этом направление построения будет совпадать с положительным значением оси Z. Можно задать направление построения противоположное, нажав кнопку –ZC. Или нажимая кнопку Сменить направление можно менять направление построения цилиндра от места расположения его базы.
Далее необходимо указать координаты центра окружности базы цилиндра (базовой точки). Это делается в поле Задайте точку. Можно указать координаты базовой точки, нажав кнопку , введя их с клавиатуры в поля соответственно XC, YC, ZC. После ввода необходимых значений нажимаем кнопку ОК. Необязательно вводить численные значения координат. Можно “привязать” базовую точку к уже построенному геометрическому объекту, например, к центру окружности или иным геометрическим объектам, допустим, к пересечению двух кривых нажав кнопку и выбрав нужный геометрический объект, нажав требуемую пиктограмму. Затем, на ранее построенном объекте, наводим курсор на геометрический объект (окружность, пересечение кривых), он выделится цветом, и нажимаем левую кнопку мыши.
В поле Размеры, вводим с клавиатуры в заданные поля значения диаметра и высоты цилиндра. Перемещение курсора из поля в поле производится мышью или клавишей Tab.
В окне Булевы можно объединить объект с уже построенными в единое тело, для чего нажать кнопку Объединение . Можно вычесть объект из уже построенных нажав кнопку Вычитание . Вычитая цилиндр можно таким приемом вырезать круглое отверстие. Нажав кнопку Пересечение можно получить тело, принадлежащее уже построенному и строящемуся. Следует отметить, что построенное тело и строящееся для реализации вышеперечисленных операций должны пересекаться или касаться.
После ввода требуемых значений нажимаем кнопку Ок внизу окна и создается цилиндр.
Построение параллелепипеда
Для построения параллелепипеда в меню или на ленточной панели нажимаем кнопку Блок . Разворачивается окно Блок (рис. 2.4). Поле в верхней части окна предлагает три различных варианта построения параллелепипеда.
Рисунок 2.4 – Окно Блока
Первый вариант – Начало и длины ребер – ввод длин ребер параллелепипеда. Если выбран данный вариант, вначале вводим координаты вершины базы, активируя кнопку в поле Задать точку по аналогии с определением координат в пространстве базы цилиндра. Можно привязать вершину базы к уже созданным объектам, или активируя пиктограмму (задать точку) ввести координаты Х, Y, Z с клавиатуры, ввод закончить, нажав кнопку ОК, программа вернется в окно Блок. Далее в поле размеры производится ввод численных значений длин сторон, параллельных осям Х, Y, Z. Затем в поле под названием Булевые операции нажать кнопку, и в развернувшемся меню выбрать требуемую операцию: объединить параллелепипед с уже существующими объектами; вычесть его из уже построенных тел, и т.д. При этом должны быть соблюдены правила проведения булевых операций, изложенные в пункте 2.4.1. Завершается работа нажатием кнопки Применить или ОК. Если нажать ОК то работа по созданию параллелепипедов будет закончена, если нажать Применить, то будет создано тело, и мы останемся в окне Блок, можно продолжить работу дальше, строить следующий параллелепипед.
Второй – Две точки и высота – вводятся мышью две точки вершин базы параллелепипеда (расположены на диагонали), их можно привязать к уже построенным объектам, причем, расположены точки в плоскости ХОY. После того, как две точки базы определены в пространстве, в поле Высота ZC с клавиатуры вводится высота параллелепипеда. Далее производим булевые операции как было изложено выше. И заканчиваем работу нажатием кнопок Принять или ОК.
Третий – Две диагональные точки – вводятся координаты двух диагональных точек параллелепипеда. Возможна привязка к уже существующим геометрическим объектам или ввод координат X, Y, Z каждой точки с клавиатуры, как и в варианте 2. Завершается построение булевыми операциями как и во втором варианте.
Построение конуса
Для построения конуса в меню или на ленточной панели нажимаем кнопку Конус . Разворачивается окно Конус (рис. 2.5). Здесь программа предлагает пять вариантов построения конуса: Диаметр и высота и Диаметр и половинный угол , Диаметр базы, высота и половинный угол , Верхний диаметр, высота и половинный угол , Две соосные дуги . При любом варианте можно построить неусеченный и усеченный конус.
Рисунок 2.5 – Окно Конуса
В поле Задание вектора, ориентируем в пространстве осевую линию конуса, работа ведется аналогично построению цилиндра (см. пункт 2.4.1.). В поле Задание точки, можно нажав кнопку ввести с клавиатуры координаты центра базы конуса, так же как и координаты центра базы цилиндра (см. пункт 2.4.1.). Можно “привязать” базовую точку к уже построенному геометрическому объекту, например, к центру окружности или иным геометрическим объектам, допустим, к пересечению двух кривых нажав кнопку и выбрав требуемый геометрический объект, нажав требуемую пиктограмму. Затем на ранее построенном объекте наводим курсор на геометрический объект (окружность, пересечение кривых), он выделится цветом, и нажимаем левую кнопку мыши.
В поле Размеры вводятся численные значения диаметра основания, верхнего диаметра (если конус усеченный), высоты или угла при основании.
В случае если уже были построены какие-то объекты, в поле Булевы, можно объединить или вычесть конус из уже построенных объектов. После ввода всех требуемых значений нажимаем кнопку Ок внизу окна и создается конус.
Построение сферы
Для построения сферы нажимаем кнопку Сфера . Разворачивается окно Сфера (рис. 2.6). Здесь программа предлагает два варианта построения сферы: Точка центра и диаметр и Дуга .
Рисунок 2.6 – Окно сферы
Выбираем требуемый. В окне Центральная точка, вводятся координаты центра сферы, или центр сферы привязывается к построенным ранее геометрическим объектам. Работа ведется так же, как при вводе координаты центра базы цилиндра (пункт 2.4.1.). В поле Диаметр указывается диаметр сферы. В поле Булевы, если уже были построены какие-либо объекты, можно сферу объединить, вычесть и т.д. с уже построенными объектами (см. пункт 2.4.1). После ввода всех требуемых значений нажимаем кнопку Ок внизу окна, и создается сфера.