Раздел 1. грузоподъемные машины, машины и агрегаты для содердания аэродромов (птм)
ВВЕДЕНИЕ
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины:
«Грузоподъемные машины», «Машины и агрегаты для содержания аэродромов (ПТМ)», «Машины непрерывного транспорта», «Основы автоматизированного проектирования», «Строительная механика и металлические конструкции», «Строительные и дорожные машины», «Технические основы создания машин».
РАЗДЕЛ 1. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ, МАШИНЫ И АГРЕГАТЫ ДЛЯ СОДЕРДАНИЯ АЭРОДРОМОВ (ПТМ)
1. Общие сведения о подъемно-транспортных машинах.Классификация подъемно-транспортных машин. Основные параметры, режимы работы. Основные схемы кранов и крановых механизмов. Внешние нагрузки, действующие на грузоподъемные машины, статические, ветровые, инерционные. Канаты, блоки, барабаны и полиспасты. Тормоза грузоподъемных машин.
2. Расчет подъемно-транспортных машин.Статистический и динамический расчет механизмов подъема груза и вылета стрелы, механизма вращения и механизма передвижения крана. Устойчивость свободностоящих кранов. Расчетное определение «грузовой» (рабочее состояние крана) и «собственной» (нерабочее состояние крана) устойчивости кранов.
РАЗДЕЛ 2. МАШИНЫ НЕПРЕРЫВНОГО ТРАНСПОРТА.
1. Основные виды машин непрерывного действия. Классификация машин непрерывного транспорта. Условия и режимы работы конвейеров. Транспортируемые грузы и их характеристики.
2. Конвейеры с гибким тяговым элементом.Ленточные конвейеры. Конвейеры на воздушной подушке. Пластинчатые конвейеры, скребковые и ковшовые конвейеры, подвесные, тележечные конвейеры и элеваторы их назначение и конструкция, устройство и принцип действия.
3. Конвейеры без гибкого тягового элемента.Винтовыеконвейеры, вращающиеся транспортирующие трубы и гравитационные конвейеры, роликовые, штанговые и шаговые конвейеры, инерционные конвейеры их назначение и конструкция, устройство и принцип действия.
4. Пневматический и гидравлический транспорт.Теория пневматического транспорта грузов в аэрированном состоянии. Пневматический транспорт, аэрожелоба, гидравлический транспорт, схемы и оборудование установок их назначение и конструкция.
5. Вспомогательные устройства.Бункеры и их элементы. Истечение сыпучих грузов из емкостей. Сводообразование.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Общие сведения о проектировании. Понятие проектирования, внешнее проектирование, внутреннее, эскизное проектирование, изготовление и доводка опытного образца, серийное производство. Средства сокращения продолжительности проектирования. Принципы, особенности и приемы проектирования сложного технического объекта. Стандартизованные и промежуточные описания. Типовые проектные процедуры и типичная последовательность проектных процедур.
2. Техническое обеспечение.Назначение, структура составляющих, их взаимосвязи, виды компьютерных сетей.
3. Лингвистическое обеспечение САПР.Классификация языков САПР. Их назначение и области применения.
4. Математическое обеспечение.Понятие математического обеспечения. Типовая математическая модель функционирования дорожно-строительной машины. Параметры модели, формулировка условий работоспособности. Модели на микроуровне. Модели на метауровне. Математические модели, условия их применения, алгоритмы автоматизированного проектирования.
5. Программное обеспечение.Компоненты программного обеспечения. Общесистемное, базовое, прикладное программное обеспечение, их функции.
6. Информационное обеспечение САПР.Структура информационного обеспечения САПР, назначение ее компонентов.
7. Автоматизация конструкторского проектирования.Конструкторское проектирование, топологическое проектирование, геометрическое проектирование: определение, содержание, задачи, виды. Синтез, структурный анализ, параметрическая автоматизация.
По разделу 1.
1. Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». – 4-е изд., перераб. – М., Машиностроение, 1989. -536с.: ил.
2. Невзоров Л.А., Полосин М.Д. Краны башенные и автомобильные: Учеб. пособие для нач. проф. образования . - М.: Академия, 2005. -416 с.
3. Александров М.П. Грузоподъёмные машины: Учебник. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана – «Высшая школа», 2000. – 552 с.
По разделу 2.
1. Зенков Р.Л. и др. Машины непрерывного транспорта. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование»/ Р.Л.Зенков, И.И. Ивашов, Л.Н. Колобов, 2-е изд., перераб. и доп.. –М.: Машиностроение, 1987. – 432 с.
2. Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. – М.: Машиностроение, 1983. – 487 с.
По разделу 3.
1. Шестопалов К.К., Новиков А.Н. Основы автоматизированное проектирования: Учебное пособие/МАДИ.-2004. 78 с.: ил.
По разделу 4.
1. Живейнов Н.Н. и др. Строительная механика и металлоконструкции строительных и дорожных машин: Учебник для вузов по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» /Н.Н. Живейнов, Г.Н. Карасев, И.Ю. Цвей. – М.:Машиностроение, 1988. – 280с.
2. Карасев Г.Н. Методы определения усилий и деформаций в элементах металлических конструкций./МАДИ. М.:, 1997.
По разделу 5.
1. Алексеева Т.В., Артемьев К.А., и др.Дорожные машины. Часть 1. Машины для земляных работ.-М.: Машиностроение, 1972.-504 с.
2. Артемьев К.А., Алексеева Т.В. и др. Дорожные машины, машины для устройства дорожных покрытий. Ч.2.-М.: Машиностроение, 1982.-395 с.
3. Баловнев В.И., Лившиц Б.А. Машины для восстановления и ремонта асфальтобетонных покрытий.-М.: МАДИ, 1986.-88 с.
4.Ветров Ю.А. и др. Машины для земляных работ.-Киев: Высшая школа\. 1981,-383 с.
5.Карабан Г.Л., Баловнев В.И., Засов И.А. Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов.-М.: Машиностроение, 1975.
6. Ермилов А.Б. Расчёт и проектирование машин для летнего содержания дорог.-М.: МАДИ,-1988.-89 с.
7. Ермилов А.Б. Расчёт и проектирование снегоочистителей.-М.: МАДИ, 1989.-107 с.
По разделу 6.
1. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебник для вузов по дисциплине «Дорожные машины» для специальностей 170900, 230100, 150600 /В.И.Баловнев и др.; Под общ.ред.В.И.Баловнева. –2-е изд, дополнен и перераб. Москва-Омск: Изд-во СибАДИ, 2001 – 528 с.
2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов.-М.:Машиностроение. 1988. – 368 с.
3. Хазов Б.Ф., Дидусев Б.А. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования. –М.: Машиностроение, 1986. – 224 с.
Дополнительная литература:
1. Руденко Н.Ф., Александров М.П., Лысяков А.Г. Курсовое проектирование грузоподъемных машин. Изд. 3-е. – М.: Машиностроение, 1971. -464 с.
2. Колесник Н.П. Расчеты строительных кранов. - К.: Вища школа.,1985. -240 с.
3. Бобров В.П., Чеканов Л.И. Транспортные и загрузочные устройства автоматических линий. М.: Машиностроение, 1980. 118 с.
4. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебник для вузов по дисциплине "Дорожные машины"для специальностей 170900, 230100, 150600/ В.И.Баловнев и др.; Под общ. ред. В.И.Баловнева.- 2-е изд., допол. и перераб.- Москва-Омск: Изд-воСибАДИ, 2001.-528 с.: ил. 209.
5.Шестопалов К.К. Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учебное пособие, - М.: Мастерство, 2002.-320 с.
6.Баловнев В.И., Живейнов Н.Н., Кустарев Г.В., Новиков А.Н., Шестопалов К.К. Проектирование дорожно-строительных машин с использованием САПР: Учебное пособие/МАДИ.-М., 1988- 82с.
7. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. –М.: Речной транспорт, 1990, - 112 с.
Направление подготовки: 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы»
Магистерская программа: «Производство и ремонт наземных транспортно-технологических машин»
ВВЕДЕНИЕ
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины:
«Грузоподъемные машины», «Машины и агрегаты для содержания аэродромов (ПТМ)», «Машины непрерывного транспорта», «Основы автоматизированного проектирования», «Строительная механика и металлические конструкции», «Строительные и дорожные машины», «Технические основы создания машин»,
«Технология машиностроения, производство и ремонт подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин».
По разделу 1.
4. Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». – 4-е изд., перераб. – М., Машиностроение, 1989. -536с.: ил.
5. Невзоров Л.А., Полосин М.Д. Краны башенные и автомобильные: Учеб. пособие для нач. проф. образования . - М.: Академия, 2005. -416 с.
6. Александров М.П. Грузоподъёмные машины: Учебник. – М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана – «Высшая школа», 2000. – 552 с.
По разделу 2.
1. Зенков Р.Л. и др. Машины непрерывного транспорта. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование»/ Р.Л.Зенков, И.И. Ивашов, Л.Н. Колобов, 2-е изд., перераб. и доп.. –М.: Машиностроение, 1987. – 432 с.
2. Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. – М.: Машиностроение, 1983. – 487 с.
По разделу 3.
1. Шестопалов К.К., Новиков А.Н. Основы автоматизированное проектирования: Учебное пособие/МАДИ.-2004. 78 с.: ил.
По разделу 4.
2. Живейнов Н.Н. и др. Строительная механика и металлоконструкции строительных и дорожных машин: Учебник для вузов по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» /Н.Н. Живейнов, Г.Н. Карасев, И.Ю. Цвей. – М.:Машиностроение, 1988. – 280с.
2. Карасев Г.Н. Методы определения усилий и деформаций в элементах металлических конструкций./МАДИ. М.:, 1997.
По разделу 5.
1. Алексеева Т.В., Артемьев К.А., и др.Дорожные машины. Часть 1. Машины для земляных работ.-М.: Машиностроение, 1972.-504 с.
2. Артемьев К.А., Алексеева Т.В. и др. Дорожные машины, машины для устройства дорожных покрытий. Ч.2.-М.: Машиностроение, 1982.-395 с.
3. Баловнев В.И., Лившиц Б.А. Машины для восстановления и ремонта асфальтобетонных покрытий.-М.: МАДИ, 1986.-88 с.
4.Ветров Ю.А. и др. Машины для земляных работ.-Киев: Высшая школа\. 1981,-383 с.
5.Карабан Г.Л., Баловнев В.И., Засов И.А. Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов.-М.: Машиностроение, 1975.
6. Ермилов А.Б. Расчёт и проектирование машин для летнего содержания дорог.-М.: МАДИ,-1988.-89 с.
7. Ермилов А.Б. Расчёт и проектирование снегоочистителей.-М.: МАДИ, 1989.-107 с.
По разделу 6.
1. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебник для вузов по дисциплине «Дорожные машины» для специальностей 170900, 230100, 150600 /В.И.Баловнев и др.; Под общ.ред.В.И.Баловнева. –2-е изд, дополнен и перераб. Москва-Омск: Изд-во СибАДИ, 2001 – 528 с.
2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов.-М.:Машиностроение, 1988. – 368 с.
3. Хазов Б.Ф., Дидусев Б.А. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования. –М.: Машиностроение, 1986. – 224 с.
4. Зорин В.А. Основы работоспособности технических систем: Учебник для ВУЗов – М.: «Магистр-пресс», 2005 - 535 с.
5. Технология машиностроения, производство и ремонт подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин (В.А.Зорин и др. под общ. Ред. В.А.Зорина): Учебник для ВУЗов – М.: Академия, 2010 – 566 с.
Дополнительная литература:
1. Руденко Н.Ф., Александров М.П., Лысяков А.Г. Курсовое проектирование грузоподъемных машин. Изд. 3-е. – М.: Машиностроение, 1971. -464 с.
2. Колесник Н.П. Расчеты строительных кранов. - К.: Вища школа.,1985. -240 с.
3. Бобров В.П., Чеканов Л.И. Транспортные и загрузочные устройства автоматических линий. М.: Машиностроение, 1980. 118 с.
4. Дорожно-строительные машины и комплексы: Учебник для вузов по дисциплине "Дорожные машины"для специальностей 170900, 230100, 150600/ В.И.Баловнев и др.; Под общ. ред. В.И.Баловнева.- 2-е изд., допол. и перераб.- Москва-Омск: Изд-воСибАДИ, 2001.-528 с.: ил. 209.
5.Шестопалов К.К. Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учебное пособие, - М.: Мастерство, 2002.-320 с.
6.Баловнев В.И., Живейнов Н.Н., Кустарев Г.В., Новиков А.Н., Шестопалов К.К. Проектирование дорожно-строительных машин с использованием САПР: Учебное пособие/МАДИ.-М., 1988- 82с.
7. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. –М.: Речной транспорт, 1990, - 112 с.
Направление подготовки: 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы»
Магистерская программа: «Исследования и испытания наземных транспортно-технологических машин»
ВВЕДЕНИЕ
Программа вступительного экзамена в магистратуру кафедры Автомобили по направлению «Исследования и испытания наземных транспортно-технологических машин», составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
ЦЕЛЬ ЭКЗАМЕНА
Целью вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Исследования и испытания наземных транспортно-технологических машин» является проверка уровня знаний поступающими вопросов классификации и устройства современных колесных и гусеничных транспортных средств, теории движения и методов расчета колесных и гусеничных машин, полученных при изучении соответствующих дисциплин в технических ВУЗах.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
Вступительный экзамен принимается комиссией, назначаемой приказом ректора. Экзамен проводится в устной форме.
Результаты экзамена оформляются протоколом и оцениваются по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ЭКЗАМЕНА
3. 1. Содержание и задачи теории эксплуатационных свойств. Условия эксплуатации.
Понятия и определения. Основные эксплуатационные свойства автомобиля. Развитие науки о эксплуатационных свойствах автомобилей. Качество, технический уровень, свойства, эффективность автомобилей.
Условия эксплуатации: дорожные, транспортные, природно-климатические. Приспособленность автомобиля.
Задачи теории эксплуатационных свойств автомобилей.
3. 2. Анализ процесса прямолинейного движения автомобиля.
Ведущий, свободный, нейтральный, ведомый и тормозной режимы качения. Радиусы колеса: свободный, статический, динамический, качения. Коэффициент тангенциальной эластичности. Силы и моменты, действующие на колесо. Коэффициент сопротивления качению колеса. Качение колеса по деформируемой поверхности. Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению.
Причины ограничений сил, действующих на колеса автомобиля. Коэффициенты: буксования, скольжения, продольной силы, продольного сцепления. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на коэффициент сцепления.
Силы, действующие на автомобиль при прямолинейном движении. Силы сопротивления движению и движущие силы. Внешние и массовые силы. Сила тяжести. Реакции дороги. Силы сопротивления движению автомобиля: сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему, сила сопротивления воздуха, сила инерции. Коэффициент полезного действия трансмиссии.
Представление автомобиля в виде двухмассовой системы. Условие, при выполнении которого автомобиль можно представить в виде одномассовой системы с использованием коэффициента учета вращающихся масс.
Перераспределение нормальных реакций. Коэффициент динамического изменения нормальных реакций. Коэффициент использования веса. Сравнение тягово-скоростных свойств передне-, задне-, полноприводных автомобилей.
3. 3. Тягово-скоростные свойства.
Скоростная характеристика двигателя и ее представление в виде полинома второй степени. Силовой баланс, мощностной баланс. Графики, решаемые при помощи уравнений силового и мощностного балансов.
Графики ускорений, времени и пути разгона.
Динамическое преодоление подъема. Тягово-скоростные свойства автомобиля с гидромеханической коробкой передач. Проектировочный расчет тягово-динамических свойств. Особенности выбора передаточных чисел главной передачи, основной и дополнительных коробок передач.
Оценочные показатели (единичные, обобщенные) тягово-скоростных свойств. Действующие стандарты. Нормирование оценочных показателей.
Тормозные свойства.
Тормозные режимы и тормозные системы. Тормозная диаграмма. Расчетный метод определения замедлений, тормозного пути и устойчивости при торможении. Остановочный путь. Оптимальное распределение тормозных сил. Устройства по повышению тормозной эффективности.
Служебные торможения.
Оценочные показатели и нормы для новых автомобилей и для находящихся в эксплуатации. Действующие стандарты. Экспериментальный метод оценки эффективности тормозных свойств автомобиля при торможении.
Методика учета влияния тормозных свойств на среднюю скорость движения автомобиля.
Топливная экономичность.
Удельный и путевой расходы топлива. Расчетно-аналитический метод определения единичных и обобщенного показателя (средний расход топлива на маршруте) топливной экономичности. Особенности расчета показателей топливной экономичности автомобилей с гидродинамическими передачами. Расчет расхода топлива при цикличных движениях: «разгон – равномерное движение – торможение» и «разгон – накат». Влияние различных факторов на расходы топлива. Направления снижения расходов топлива.
Математическое моделирование расхода топлива на заданном маршруте. Пути повышения топливной экономичности. Прогноз и тенденции развития топливной экономичности.
Оценочные показатели и их содержание. Действующие стандарты. Особенности экспериментального определения показателей топливной экономичности.
Плавность хода.
Автомобиль как колебательная система. Анализ упрощенной схемы колебательной системы двухосного автомобиля. Свободные колебания подрессоренной массы без учета затухания и влияние неподрессоренных масс. Свободные колебания с учетом затухания.
Вынужденные колебания. Амплитудно-частотная характеристика. Резонансные скорости движения.
Колебание при движении по дороге с случайным сочетанием выступов и впадин. Спектральная плотность дороги. Спектральная плотность ускорений. Оценка влияния технических параметров на плавность хода. Направления повышения плавности хода.
Оценочные показатели, их содержание и нормирование. Действующие стандарты. Оценка вибраций и шума. Экспериментальный метод определения показателей плавности хода.
Проходимость.
Профильная и опорная проходимость. Оценочные показатели и методы их определения. Оценка влияния технических параметров на проходимость. Направления повышения проходимости.
Управляемость.
Поворачиваемость автомобиля (избыточная, нейтральная, недостаточная). Расчетно-аналитический метод оценки поворачиваемости.
Колебания управляемых колес. Стабилизация управляемых колес. Стабилизирующий момент от упругости шины, от продольного наклона шкворня, от поперечного наклона шкворня. Плечо обкатки и его роль в стабилизации прямолинейного движения. Усилие на рулевом колесе. Углы схождения и развала управляемых колес.
Влияние компоновочной схемы и технических параметров автомобиля на управляемость. Влияние управляемости на среднюю скорость движения автомобиля.
Оценочные показатели управляемости, их содержание и нормирование. Экспериментальные методы определения оценочных показателей. Действующие стандарты.
Устойчивость.
Оценочные показатели устойчивости. Экспериментальное определение показателей устойчивости. Действующие стандарты. Расчетно-аналитический метод. Поперечная устойчивость при движении на вираже, на горизонтальном повороте, на косогоре. Критические скорости и углы. Коэффициент поперечной устойчивости. Курсовая устойчивость. Критическая скорость по курсовой устойчивости. Аэродинамическая устойчивость. Влияние устойчивости на среднюю скорость движения. Устойчивость движения автопоезда. Направления повышения устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины:
«Грузоподъемные машины», «Машины и агрегаты для содержания аэродромов (ПТМ)», «Машины непрерывного транспорта», «Основы автоматизированного проектирования», «Строительная механика и металлические конструкции», «Строительные и дорожные машины», «Технические основы создания машин».
РАЗДЕЛ 1. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ, МАШИНЫ И АГРЕГАТЫ ДЛЯ СОДЕРДАНИЯ АЭРОДРОМОВ (ПТМ)
1. Общие сведения о подъемно-транспортных машинах.Классификация подъемно-транспортных машин. Основные параметры, режимы работы. Основные схемы кранов и крановых механизмов. Внешние нагрузки, действующие на грузоподъемные машины, статические, ветровые, инерционные. Канаты, блоки, барабаны и полиспасты. Тормоза грузоподъемных машин.
2. Расчет подъемно-транспортных машин.Статистический и динамический расчет механизмов подъема груза и вылета стрелы, механизма вращения и механизма передвижения крана. Устойчивость свободностоящих кранов. Расчетное определение «грузовой» (рабочее состояние крана) и «собственной» (нерабочее состояние крана) устойчивости кранов.