Познакомься с историческими данными и найди информацию о других.
Дай определение понятий.
Байрачные леса - ________________________________________________
_______________________________________________________________
Кочевники _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Археологи -_____________________________________________________
_______________________________________________________________
Рудник -________________________________________________________
_______________________________________________________________
Прочитай и запомни.
О пребывании в донецких степях А на этих рукотворных холмах скифов- кочевников свидетельствуют – так называемые бабы.
стелы, захоронения в виде курганов.
В 16 веке на территории нашего края Они основали свои поселения –
жили казаки.зимовники, а в 17 веке новые
поселения – слободы.
3. Найди из дополнительных источников, почему степные просторы в документах 17 века получают название Дикое Поле.
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Урок 2. Экскурсия по старой Юзовке.
1. Найди и запиши ответы.
- Как назывался Донецк ранее?
•1869 –1924гг - _________________________________________________
• 1924 – 1961гг - _________________________________________________
- Кто такой Джон Юз?____________________________________________
- Какой завод построил Джон Юз? _________________________________
- На сколько частей делился поселок Юзовка?________________________
_______________________________________________________________
- Кто составлял основную часть жителей поселка Юзовка? _____________
_______________________________________________________________
Дай определение понятий.
Музей - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Памятник -______________________________________________________
_______________________________________________________________
Познакомься с историческими данными и найди информацию о других.
*Гостиница «Великобритания» — одно из самых старых зданий в Донецке, которое было построено в 1883 году. Сначала оно было двухэтажным, но в 1891 году надстроили третий этаж, после чего гостиница стала одним из самых высоких зданий в городе.
*В Юзовке была школа для самых бедных. Обучение поначалу стоило совсем дешево (75 копеек в месяц). Особо одаренных или детишек, подпадавших под систему льгот, учили бесплатно. К 1917 году воспитанников насчитывалась тысяча, учителей – 24. Впоследствии она стала СШ №6. Здесь начинал работать В.Ф. Шаталов – педагог-новатор, который прославил город.
*___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 3. Экскурсия по старой Юзовке.
Прочитай и объясни пословицы.
• Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
• Где родился, там и сгодился.
Представь, что ты – архитектор и тебе предложили спроектировать здание новой современной школы. Нарисуй его.
3. Выучи наизусть стихотворение Михаила Пляцковского «Мой Донбасс».
Сразу в сердце радости Краматорск, Донецк,
прибавится, Ясиноватая -
Лишь увижу юности края, Для меня родные города.
Краснодон, Макеевка, С детства мы знакомы
Дебальцево - очень коротко,
Родина шахтерская моя. Земляки с тобою мы,
На рассвете дымка Донбасс!
розоватая Углегорск, Енакиево, Горловка
Чуть дрожит на зеркале пруда. Мне ночами снятся и сейчас.
Урок 4. Путешествие по Красной книге Донбасса.
Неповторимое разнообразие животного мира
родного края.
Найди и запиши определение понятий.
Красная книга -__________________________________________________
Флора - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Фауна - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Млекопитающие- _______________________________________________
_______________________________________________________________
Пресмыкающиеся -______________________________________________
_______________________________________________________________
Амфибии - _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Прочитай и запомни. Назови животных нашего края.
На территории Донбасса обитает около 50 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, 6 видов амфибий, 10 видов пресмыкающихся.
_____________________________ ___________________________ _________________________
_______________________________ _____________________________ ___________________________
Слова для справок: косуля, черный коршун, серая ворона, хорек, перепел, гадюка степная.
Урок 5. Путешествие по Красной книге Донбасса.
Найди информацию о любом животном, занесенном в Красную книгу Донбасса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запомни: Донбасс расположен в зоне разнотравно-типчаково-ковыльных степей. Назови растения нашего края.
______________ ________________ _______________
______________ _________________ _________________
Слова для справок: типчак, сон – трава, ковыль, пижма, полынь, горицвет.
Нарисуй одно из этих
Растений.
Отгадай загадки.
Он пишет музыку для нас, Тонкой палочкой взмахнет-
Мелодии играет, Хор на сцене запоет.
Стихи положит он на вальс. Не волшебник, не жонглер.
Кто песни сочиняет? ___________ Кто же это? ____________
Я пою, мой голос чист, Струны гитары, терпенье, талант
Я один, и я — ________ Плюс вдохновенье равно…____
Собери пословицы.
§ Где песни поют, там птица без крыльев.
§ Где песня льется, там счастливо живут.
§ Мир без музыки, что легче живется.
Продолжи предложения
Международный день музыки отмечают …__________________________
Донецкая областная филармония носит имя …_______________________
Урок 8. Мелодия Донбасса.
Разгадай ребусы.
___________________________ _____________________________
___________________________ _____________________________
Урок 10 . Литературный Донбасс.
Собери пословицы.
Книга твой друг коли одни вершки хватать.
Книга в счастье украшает,без нее как без рук.
Не на пользу книги читать,а в несчастье утешает.
Составь ассоциативный куст.
Литературный Донбасс
Установи соответствие.
Беспощадный Павел | детский психиатр, писатель |
Костыря Иван Сергеевич | работал в творческом союзе с композиторами |
Хаткина Наталья Викторовна | автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени» |
Пляцковский Михаил Спартакович | редактор детского журнала «Апельсин» |
Дай определение понятий.
Проступок ______________________________________________________
_______________________________________________________________
Правонарушение ________________________________________________
_______________________________________________________________
Закон - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Конституция - __________________________________________________
_______________________________________________________________
Заполни таблицу.
Мои права в классе | Мои обязанности в классе |
Урок 15. Дисциплина и порядок – залог успеха.
Прочитай и запомни.
Устав школы – собрание правил, определяющих устройство и деятельность школы.
Право – это разработанные людьми правила поведения человека в обществе.
Обязанность – это то, что подлежит выполнению.
Дай определение понятия.
Самоуправление - _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Составь ассоциативный куст.
Честь
Собери пословицы.
· Береги платье снову, дороже богатства.
· Доброе имя а потеряешь - и канатом не привяжешь.
· Честь на волоске висит, а честь с молоду.
Урок 18. Береги честь смолоду.
1. Напиши на кого из героев книг ты хотел бы быть похож и почему? Нарисуй этого героя.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай и запомни.
Не стыдись ошибок – стыдись отсутствия раскаяния; не стыдись незнания – стыдись нежелания знать; не стыдись доброты – стыдись равнодушия.
Урок 19-20. Машиностроение Донбасса.
Разгадай кроссворд.
1) Ты выбросил мусор. 2)К стройке подъехала бочка
А дальше? Кто знает? большая,
Большая машина в твой двор крутится медленно что – то мешая.
приезжает, В бочку строитель цемент насыпает,
Контейнер огромный поднимет – Щебня, песка и воды добавляет.
и вот Ловко замесит для всех – ей не
Она его прямо на свалку везет. жалко
И в жаркие дни, под дождем Что за машина?_________________
и в мороз
Приедет за мусором ___________. 4)Довезет без приключений
3) Он легко одной рукой Груз любой по назначенью.
Строит дом для нас с тобой. Он лениться не привык
Что за чудо – великан? Наш помощник _______________.
Скажут все – подъемный ________.
5)Его машина вся в броне, 6)Чтобы выровнять асфальт,
Как будто черепаха. Ездит он вперед-назад.
Ведь на войне, как на войне, Продолжить дорожки смог
Здесь не должно быть страха! Наш старательный _________.
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг не подходи!
7) Была телега у меня, да только не было коня,
И вдруг она заржала, заржала – побежала,
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
Собери пословицы.
Недаром говорится, концом хорошо.
С мастерством люди не родятся, что дело мастера боится.
Всякое дело, а добытым мастерством
гордятся.
Отгадай загадки.
Сейчас, дружок, вопрос такой: В фирме прибыль он считает,
Скажи, как называют Всем зарплату начисляет.
Рабочего, что под землей И считать ему не лень
Нам уголь добывает. Все налоги целый день.
______________________ ____________________________
Есть у Андрюши старший брат – На станке детали точит
Отличной выправки солдат. Этот кадровый рабочий.
Несет он службу, но притом Без его умелых рук
Вооружен водой, багром. Не собрать ни танк, ни плуг.
Он на посту в мороз и в зной. ___________________
Скажи, кто же он такой?
_______________________
Закончи пословицы .
На работу с радостью, а __________________________________________.
От труда здоровеют, а ___________________________________________.
Дополни стихотворение.
Теплые вещи быстро и тихо Дрожит мостовая и поет мотор Шьет для детишек мама -__________. Это к нам едем папа - __________.
Доит корову с утра спозаранку По синему небу летит самолет.
В чистом загоне мама - ___________. Им управляет папа - ___________.
Зубки больные без всяких уколов Уголь рубить не устал в недрах
Вылечит мама врач - _____________. гор
Черный от сажи папа - ________.
Урок 22. Профессии моих родителей.
Объясни пословицы.
• Всякий человек по делу узнается.
• Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.
• Мастерство везде в почете.
Урок 24. Быть милосердным.
1. Прочитай рассказ и ответь на вопросы.
Однажды беседовали три человека. А разговор у них был о том, что оставить своим детям в наследство.
Первый сказал: «Я своим детям оставлю много денег. Они смогут всё себе позволить: покупать вещи, еду, хорошо жить».
Второй сказал: «Нет! Я дам своим детям хорошее образование. Тогда они сами смогут заработать столько сколько хотят».
Третий произнёс: «А я оставлю только один наказ: "Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением! "
- Как ты думаешь, чей родительский наказ самый важный и почему?
- Мы часто слышим слова: «О человеке судят по его поступкам». Что это значит?
- Ещё в народе говорят: «Худо тому, кто добра не делает никому». В чём смысл этой пословицы?
2. Чтобы делать добро, человек должен обладать определёнными качествами. Выбери и подчеркни только те, которыми должен обладать добрый человек:
• терпимость • злость
• эгоизм • сочувствие
• сопереживание • чуткость
• уважение • жестокость
• отзывчивость • корысть
• выгода• милосердие
Назови одним словом.
• Установленный порядок поведения._______________________________
• Поступки, совершаемые нами ежедневно. _________________________
• Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья. _____________
• Твой выбор в конкретной ситуации.______________________________
• Достоинство, то, что вызывает уважение. __________________________
• Совокупность свойств человека, которые проявляются в поведении.___ _______________________________________________________________
• Знание правил поведения в обществе. ____________________________
Слова для справок: воспитанность, этикет, честь, привычка, совесть, поступок, характер.
2. Отгадай загадки.
Папа у меня - герой! Он знает правила игры
Ходит в форме, с кобурой! И всех, кто вдруг их нарушает,
Посреди ночного мрака Он в виде штрафа до поры
Где-то кража или драка? Всех на одну скамью сажает.
Сразу по "102" звоните, ________________________
Папу моего зовите! _________________
- Какие еще профессии восстанавливают справедливость?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Дай определение понятий.
Летопись -______________________________________________________
Язычники -_____________________________________________________
Разгадай ребус.
И 100 РИЯ
_______________________
Объясни значение слов.
Князь – ____________________________________________________
Дружина – _____________________________________________________
Дозорный – _____________________________________________________
Ледовое побоище - ______________________________________________
3. Продолжи слова Александра Невского:
«Кто с мечом к нам придет …______________________________________
4. Расскажи об ордене Александра Невского:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Объясни пословицы.
· Бой не опасен, если ты мужеством красен.
· Сильный победит одного, знающий тысячу.
· Жить – Родине служить.
Урок 31. Секреты народной игрушки.
Отгадай загадку.
В одной кукле - кукол много
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки. (………………..).
Дай определение понятий.
Фольклор –________________________________________________
__________________________________________________________
Жанр -_____________________________________________________
___________________________________________________________
Дополни пословицы.
Жизнь дана на ________________ дела.
Под _____________ камень и вода не течет.
Тяжело тому жить, кто от работы ____________.
Не говори: учился, а говори, что _____________.
Разгадай ребус.
_____________________________________________________________
Объясни высказывание.
Народ - великий мастер слова.
Собери пословицы.
§ Гостю почет, хозяин рад.
§ Доброму гостю а привет.
§ Любишь гостить, хозяину честь.
§ Дорог не обед, люби и к себе звать.
2. Чем кормил журавль лису в сказке «Лиса и журавль»? Найди и запиши рецепт этого блюда.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дай определение понятий.
Байрачные леса - ________________________________________________
_______________________________________________________________
Кочевники _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Археологи -_____________________________________________________
_______________________________________________________________
Рудник -________________________________________________________
_______________________________________________________________
Прочитай и запомни.
О пребывании в донецких степях А на этих рукотворных холмах скифов- кочевников свидетельствуют – так называемые бабы.
стелы, захоронения в виде курганов.
В 16 веке на территории нашего края Они основали свои поселения –
жили казаки.зимовники, а в 17 веке новые
поселения – слободы.
3. Найди из дополнительных источников, почему степные просторы в документах 17 века получают название Дикое Поле.
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Урок 2. Экскурсия по старой Юзовке.
1. Найди и запиши ответы.
- Как назывался Донецк ранее?
•1869 –1924гг - _________________________________________________
• 1924 – 1961гг - _________________________________________________
- Кто такой Джон Юз?____________________________________________
- Какой завод построил Джон Юз? _________________________________
- На сколько частей делился поселок Юзовка?________________________
_______________________________________________________________
- Кто составлял основную часть жителей поселка Юзовка? _____________
_______________________________________________________________
Дай определение понятий.
Музей - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Памятник -______________________________________________________
_______________________________________________________________
Познакомься с историческими данными и найди информацию о других.
*Гостиница «Великобритания» — одно из самых старых зданий в Донецке, которое было построено в 1883 году. Сначала оно было двухэтажным, но в 1891 году надстроили третий этаж, после чего гостиница стала одним из самых высоких зданий в городе.
*В Юзовке была школа для самых бедных. Обучение поначалу стоило совсем дешево (75 копеек в месяц). Особо одаренных или детишек, подпадавших под систему льгот, учили бесплатно. К 1917 году воспитанников насчитывалась тысяча, учителей – 24. Впоследствии она стала СШ №6. Здесь начинал работать В.Ф. Шаталов – педагог-новатор, который прославил город.
*___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 3. Экскурсия по старой Юзовке.