Особенности расчета подшипников некоторых специальных узлов
Конструкции подшипниковых узлов авиационных изделий могут отличаться от общепринятых в связи со специфическими требованиями изготовления, сборки и эксплуатации. В этой связи имеются и некоторые особенности их расчета.
Часто в авиационных конструкциях встречается установка подшипников по схеме, приведенной на рис. 17. Здесь радиально - упорный подшипник зафиксирован по наружному и по внутреннему кольцам, а второй подшипник - роликовый или шариковый, является "плавающим". В этом случае "плавающий" подшипник воспринимает только радиальную нагрузку.
Рис.17
В качестве радиально-упорных подшипников в таких схемах рекомендуется применять шарико - и роликоподшипники, воспринимающие осевую нагрузку в обе стороны (типов 000, 116000, 176000, 246000, 346000, 56000, 97000 и др.).
Приведенные нагрузки на подшипники такого вала определяются по формулам:
для "плавающего" радиального подшипника
P = V FrI kδ kT, (9)
для зафиксированного радиально-упорного подшипника
P = (X V FrII + Y Fa) kδ kT, если Fa > SII, (10)
P = V FrII kδ kT, если Fa ≤ SII. (11)
Здесь Fa – результирующая внешних осевых сил, действующих на вал, без учета осевой составляющей SII радиальной нагрузки.
Осевые нагрузки, действующие на однорядные радиально-упорные подшипники, определяются по формулам табл.22 с учетом схемы расположения подшипников и действия внешних сил (рис. 6).
Здесь SI и SII – осевые составляющие от радиальных нагрузок, приложенных к подшипникам I и II (рис. 6).
Таблица 22
Условия нагружения | Осевые нагрузки |
SI ≥ SII | FaI = SI |
Fa ≥ 0 | |
SI < SII | FaII = SI + Fa |
Fa ≥ (SII – SI) | |
SI < SII | FaI = SII – Fa |
Fa < (SII – SI) | FaII = SII |
Их величины определяются по формулам:
для конических роликоподшипников S = 0,83 e Fr;
для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников S= е Fr.
При больших нагрузках и ограниченных радиальных габаритах опоры для повышения ресурса применяются сдвоенные и многорядные подшипники, как показано на рис. 18.
Рис.18
В этом случае динамическая грузоподъёмность стандартного комплекта сдвоенных подшипников (типов 436000, 446000 и т.п.) приводится в справочниках. Для нестандартного комплекта подшипников, подобранных таким образом, чтобы осевая и радиальная нагрузки делились между ними равномерно, динамическая грузоподъемность может быть определена по формуле
Собщ = С i0,7. (12)
Здесь С – динамическая грузоподъёмность одного подшипника; i – число подшипников в комплекте.
При определении точки приложения радиальной реакции опоры с несколькими подшипниками внешние подшипники условно отбрасываются (рис. 6). Таким образом, расчет комплекта сдвоенных и строенных подшипников производится как расчет одного подшипника данного типа, но обладающего динамической грузоподъёмностью Cобщ.
В отдельных конструкциях опор валов в процессе работы вращаются и наружное, и внутреннее кольца. В этом случае периодичность нагружения любой точки кольца и число циклов нагружения в единицу времени зависят от соотношения скоростей вращения колец. Для расчета приведенной нагрузки Р и номинальной долговечности Lh в формулы (33), (34) следует подставлять значения n и V из табл.23.
Таблица 23
Направления вращения | Соотношения скоростей | n | V |
В одну сторону | nв = nH | 1,2 | |
nв > nH; nв – nH > 1 | nв – nH | 1,0 | |
nв = 0; nH > 1 | nH | 1,2 | |
nв < nH; nH – nв > 1 | nH – nв | 1,0 | |
В противополож. стороны | Любые | nH + nв | 1,0 |
Если кольца вращаются в одну сторону, и 0 < (nв – nH) ≤ 1 или
0 < (nH – nв) ≤ 1,то расчет долговечности не производится, а подшипник подбирается по статической грузоподъёмности.
При расчете долговечности Lh, подшипников сателлитов планетарных передач, участвующих одновременно в двух движениях, следует подставлять n, равное числу оборотов сателлита при остановленном водиле.