Мероприятия по повышению долговечности подшипников
В авиационных изделиях часто нужно иметь подшипники с большей динамической грузоподъемностью, чем по каталогу.
Динамическую грузоподъемность авиационных подшипников Сав стандартных типов можно определить по зависимости
Сав=С kкач,
где С – каталожное значение динамической грузоподъемности; kкач – коэффициент повышения грузоподъемности авиационного подшипника, полученный по рекомендации ВНИИПА.
Динамическую грузоподъемность можно повысить:
1) применением бомбинированных роликов в цилиндрических и конических роликоподшипниках;
2) применением подшипников более высоких классов точности;
3) применением особо чистых подшипниковых сталей;
4) применением оптимальных условий смазки.
Лекция №16
Соединения
Детали, составляющие машину, связаны между собой тем или иным способом. Эти связи можно разделить на подвижные и неподвижные (рис.16.1).
Рис.16.1
Подвижные связи – это подшипники, шарниры, зубчатые зацепления.
Неподвижные связи – резьбовые, шпоночные, сварные, заклепочные и другие соединения.
Неподвижные связи в технике называются – соединениями.
По признаку разъемности все виды соединений можно разделить на разъемные и неразъемные.
Разъемные соединения позволяют разбирать узлы без повреждения деталей.
Неразъемные соединения не позволяют разбирать узлы без разрушения или повреждения деталей.
Основным критерием работоспособности и расчета соединений является прочность – статическая и усталостная.
Резьбовые соединения
Резьбовыми соединениями называются разъемные соединения с помощью резьбовых крепежных деталей – винтов, болтов, шпилек. Резьба образуется путем нанесения на поверхность деталей винтовых канавок с сечением согласно профилю резьбы.
В настоящее время используют следующие методы изготовления резьбы :
1. Нарезкой вручную метчиками (плашками). Его применяют в индивидуальном производстве и ремонтных работах;
2. Нарезкой на токарно-винторезных станках;
3. Методом фрезерования на специальных резьбофрезерных станках. Применяют для нарезки винтов больших диаметров с повышенными требованиями к точности (ходовые и грузовые винты);
4. Методом накатки на специальных резьбонакатных станках-автоматах. Этим высокопроизводительным и дешевым методом изготовляют большинство резьб стандартных крепежных изделий;
5. Методом отливки. Этим методом изготавливают резьбы на литых деталях из чугуна, стекла, пластмассы, металлокерамики;
6. Методом выдавливания. С помощью этого метода изготавливают резьбу на тонкостенных давленных и штампованных изделиях из жести, пластмассы и т.д.
Классификация резьб
1. По форме профиля резьбы разделяют на треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую.
2. По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбу. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой – справа налево и вверх. Наиболее распространенной является правая резьба. Левую применяют только в специальных случаях.
3. По числу заходов резьбы делят на однозаходную, двухзаходную и т.д. Наиболее распространенной является однозаходная резьба. Все крепежные резьбы однозаходные. Многозаходные резьбы применяют преимущественно в винтовых механизмах.
4. По форме основной поверхности различают на цилиндрическую и коническую резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническая резьба применяется для плотного соединения труб, штуцеров , пробок и т.д.
5. По назначению резьбы разделяются на крепежные и ходовые.
В качестве крепежной резьбы применяют:
1.Метрическую резьбу - резьба получила свое название, так как все размеры её измеряются в миллиметрах (в отличие от дюймовой). Является основной треугольной резьбой, применяемой в России. Она характеризуется углом профиля a=60°, притуплением вершин профиля резьбы винта по прямой на расстояние Н/8 и вершин профиля резьбы гайки на расстояние Н/4 от вершин теоретического профиля. Профиль впадин у винта может иметь притупление или закругление радиусом r=Н/6»0,144Р. Высота исходного треугольника теоретического профиля . Метрическую резьбу разделяют на резьбу с крупным и мелким шагом. Основная резьба с крупным шагом. Статическая несущая способность этой резьбы выше и меньше влияние ошибок изготовления и износа на прочность.
2. Трубную резьбу - для герметического соединения труб (рис 16.2). На тонкой стенке трубы невозможно нарезать крупную метрическую резьбу без резкого уменьшения прочности трубы. Поэтому трубная резьба имеет мелкий шаг. В международном стандарте для требуемой резьбы сохранено дюймовое измерение. За номинальный диаметр трубной резьбы принят внутренний диаметр трубы. Наружный диаметр резьбы в действительности больше номинального на две толщины стенки. Дюймовая резьба Витворта характеризуется треугольным профилем с закруглением вершин и впадин и углом профиля a=55°. В России стандартизована дюймовая резьба в диапазоне диаметров от 3/16² до 4² по типу резьбы Витворта, но с профилем, имеющим не закругления, а притупления по прямым. В трубной дюймовой резьбе выполняются закругления профиля без зазоров для улучшения уплотнения. В дюймовой резьбе вместо шага задается число витков на 1².
3. Круглую резьбу- для изготовления отливкой на чугунных, стеклянных, пластмассовых и других изделиях, а также накаткой и выдавливанием на тонкостенных металлических деталях. Профиль круглой силовой резьбы состоит из дуг, связанных короткими участками прямой. Угол профиля 30° (рис 16.3).
В качестве ходовых резьб применяют:
1. Прямоугольную резьбу. В настоящее время не стандартизирована (рис 16.4). Имеет неширокое применение, так как нетехнологична. Изготавливают на токарно-винторезных станках.
2.Трапецеидальную резьбус симметричным и несимметричным профилем. Симметричную резьбу применяют двустороннего (реверсивного) движения под нагрузкой. Несимметричная резьба применяется для одностороннего рабочего движения при больших нагрузках и называется упорной резьбой (рис. 16.5). Трапецеидальная резьба имеет угол профиля a=30°. Стандартизирована в диапазоне от 8 до 640 мм. Является основной резьбой для передач винт-гайка. В упорной резьбе угол наклона рабочей стороны профиля для повышения КПД выбран достаточно малым - 3°. Угол наклона нерабочей стороны профиля 30°. Усиленные упорные резьбы имеют угол нерабочей стороны профиля 45°.