Нарезание зубьев со смещением

(корригирование).

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Корригирование зубчатых зацеплений представляет собой улучшение свойств зацеплений путем очерчивания рабочего профиля зубьев различными участками эвольвенты той же окружности (рис. 5.3). Это достигается смещением инструмента при нарезании зубьев. Начальная и делительная плоскости могут совпадать (1) и не совпадать (2). Если эти плоскости совпадают, то расстояние от оси зубчатого колеса до делительной плоскости рейки

E1 = 0,5d = 0,5mz.

Расстояние между начальной и делительной плоскостями инструментальной рейки называется смещением исходного контура

X = E2 -E1 = E2 - 0,5d.

Отношение Нарезание зубьев со смещением - student2.ru называется коэффициентом смещения исходного контура.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Корригированием можно поднять несущую способность передач вследствие утолщения зуба у основания, возможности уменьшения числа зубьев и соответственно увеличения модуля, увеличения радиусов кривизны эвольвентного профиля. Корригирование устраняет подрезание зубьев при их изготовлении и позволяет вписывать передачу в заданное межосевое расстояние. Коррекция зацепления может быть высотной и угловой. При высотной коррекции колесо нарезают с отрицательным смещением производящей рейки равным по абсолютной величине положительному смещению производящей рейки шестерни.

Таким образом, x2 = -x1 и

xå = x1+x2 = 0.

При этом толщина зуба шестерни по делительной окружности увеличивается, а толщина зуба колеса уменьшается, но суммарная их толщина остается постоянной. При угловой коррекции xå=x1+x2>0 и сумма толщин зубьев по делительной окружности обычно больше, чем у некорригированных колес, поэтому оси колес приходится раздвигать, начальные окружности не совпадают с делительными и угол зацепления увеличен (рис. 5.4). Межосевое расстояние

aw=0,5 (dw2±dw1).

Делительное межосевое расстояние

a=0,5(d2±d1).

При отсутствии коррекции, если a=aw, то a=aw,где a- угол профиля производящей рейки.

В соответствии с ГОСТ 13755-81 a=20°. Увеличение a приводит к увеличению толщины зуба у основания, а следовательно, и к увеличению его прочности. Поэтому в авиации применяют a=22°; 25°;28°; 30°.

db=dw×cosaw и db=d×cosa, отсюда cosaw= Нарезание зубьев со смещением - student2.ru cosa= Нарезание зубьев со смещением - student2.ru cosa.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Изменение межосевого расстояния при эвольвентных профилях не равно сумме смещений колес и оценивается коэффициентом воспринимаемого смещения Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . В этом случае разность суммарного коэффициента смещения xå и коэффициента воспринимаемого смещения определяют значение коэффициента уравнительного смещения Dy=xå - y. Изменением на величину Dу диаметров вершин колес удается сохранить неизменным стандартный радиальный зазор в зацеплении, который равен с=0,25m. В этом случае

da=d+2 (1+x-Dy)m; df=d-2(1,25-x)m;

aw=0,5 (dw2±dw1)= Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

Усилия в зацеплении

Необходимо определить усилия, действующие в зацеплении. Т2 –момент сопротивления на колесе, который должен быть преодолен моментом Т1 на шестерне. Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - нормальная сила, направленная по линии зацепления как общей нормали к рабочим поверхностям зубьев. Силы, действующие в зацеплении, принято прикладывать в полюсе зацепления. Силу Fn раскладывают на окружную Ft и радиальную Fr.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Нарезание зубьев со смещением - student2.ru и через Ft выражаем другие составляющие

Fr=Ft tgaw ; Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

Расчетная нагрузка

Полная нагрузка, в дальнейшем именуемая расчетной, слагается из номинальной и динамической нагрузок. Номинальная нагрузка действует на зубья в связи с передачей крутящего момента от шестерни к колесу и определяется наибольшим длительно действующим крутящим моментом Т1 на шестерне.

Динамическая нагрузка возникает из-за того, что нарушается правильное зацепление зубьев. Расчетная нагрузка определяется как произведение номинальной нагрузки на коэффициент нагрузки Fp=Fnk. Коэффициент нагрузки удобно представить как произведение двух коэффициентов:

k=kb kv,

где kb - коэффициент концентрации нагрузки; kv - коэффициент динамичности нагрузки.

Для предварительных расчетов можно взять k=1,3¸1,5.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Коэффициент концентрации нагрузки kb .Неравномерность распределения нагрузки по ширине колеса связана с деформацией валов, корпусов, опор и самих зубчатых колес. Под действием радиальной нагрузки Fr валы прогнутся (рис. 5.6). Угол перекоса g определяется как сумма углов перекоса шестерни и колеса. Такого перекоса не происходит, если колеса расположены симметрично относительно опор.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Из-за перекоса колес нагрузка по длине зуба распределяется неравномерно, что характеризуется коэффициентом kb°= Нарезание зубьев со смещением - student2.ru (рис. 5.7), который определяется без учета приработки зубьев.

Этот коэффициент зависит от:

1) расположения колес между опорами;

2) длины зуба;

3) жесткости валов;

4) конструкции валов.

В ответственных передачах kb° рассчитывают. В приближенных расчетах определяют по графикам и таблицам. При HB>350 kb= kb°. Если HB<350, зубья могут прирабатываться, что снижает неравномерность нагрузки. В этом случае kb=0,5 (1+ kb°).

Для снижения неравномерности распределения нагрузки необходимо:

1. Увеличивать жесткость валов;

2. Опоры располагать симметрично;

3. Применять бомбинированный зуб в сечении а-а (рис.5.8).

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru
Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Коэффициент динамичности нагрузки. Неизбежные ошибки в изготовлении и сборке зубчатых колес, а также упругие перемещения зубьев под нагрузкой приводят к тому, что при равномерном вращении шестерни колесо вращается неравномерно. Это приводит к динамическим нагрузкам на зубья и к работе передачи с вибрациями и шумом. Существует 12 степеней точности (чем меньше число, тем точнее передача). Они учитывают кинематическую точность, плавность работы, вид контакта зубьев и боковой зазор. В машиностроении используются степени точности от 9 до 5. Основные динамические нагрузки в прямозубых колесах возникают при входе зубьев в зацепление и при выходе из зацепления предшествующей пары зубьев. Для безударной работы в первую очередь необходимо, чтобы зубья входили в зацепление и выходили из него по линии зацепления, т.е. чтобы были равны основные шаги под нагрузкой.

Наблюдаются удары двух основных видов - кромочный и срединный.

Если основной шаг ведомого колеса 2 больше, чем шаг ведущего 1 (Рb2>Pb1) (рис. 5.9, а), то происходит преждевременный вход в зацепление кромки ведомого колеса (в т. М, а не на линии зацепления) и так называемый кромочный удар. Если основной шаг ведомого колеса меньше, чем шаг ведущего (Рb2<Pb1), то происходит запаздывание выхода из зацепления предшествующей пары зубьев и так называемый срединный удар последующей пары зубьев (рис. 5.9, б). Последняя входит с ударом в контакт не в начале, а в середине рабочего участка линии зацепления при выходе с запаздыванием из соприкосновения предыдущей пары зубьев. В этом случае:

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

Разделив уравнение на bw (ширина зуба) и учитывая, что Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , получим

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

Обозначим Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - коэффициент динамичности нагрузки, тогда

qрасч=qn kb kv.

В приближенных расчетах kv определяют из таблиц и графиков

kv=f (Vокр; ст.точн.).

Мероприятия по снижению динамических нагрузок:

1) повышение точности изготовления с ростом Vокр;

2) фланкирование зуба (рис. 5.10).

Последнее приводит к опусканию точки приложения силы к основанию зуба, где он прочнее. Для этого применяют специальную инструментальную рейку.

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Лекция №6

Расчет зубчатого зацепления на контактную прочность

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Расчет сводится к удовлетворению усло­вия, по которому контактные напряжения зубьев не должны превышать допускаемые. Расчет ведут для зацепления в полюсе (рис. 6.1), т.к. выкрашивание начинается у полюсной линии.

В качестве исходной принимают формулу Герца-Беляева для наибольших контактных напряжений при скольжении цилиндров, соприкасающихся вдоль образующей

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . (6.1)

Входящие в формулу (6.1) величины известны из предыдущих лекций.

Обозначим Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - коэффициент, учитывающий механические свойства материала колес. Для стальных колес zм=275 МПа.

Получим Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . (6.2)

Здесь Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - погонная нагрузка, где Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - длина контактных линий

(в прямозубых передачах Нарезание зубьев со смещением - student2.ru ); Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Так как Нарезание зубьев со смещением - student2.ru получаем Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . (6.3)

Приведенный радиус кривизны Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . По свойству эвольвенты

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , поэтому Нарезание зубьев со смещением - student2.ru и Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Так как Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , следовательно

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru и Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . (6.4)

Подставив выражения (6.3) и (6.4) в уравнение (6.2), получим

Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

 
  Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Так как Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , то

Обозначим Нарезание зубьев со смещением - student2.ru - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей ( при Нарезание зубьев со смещением - student2.ru коэффициент Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Нарезание зубьев со смещением - student2.ru ), тогда

 
  Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

В передачах высокой точности (выше седьмой) вводится коэффициент Нарезание зубьев со смещением - student2.ru Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , учитывающий влияние коэффициента торцевого перекрытия Нарезание зубьев со смещением - student2.ru . Этот коэффициент получен экспериментальным путем. При отсутствии необходимости повышенной точности расчета можно принимать Нарезание зубьев со смещением - student2.ru , что соответствует Нарезание зубьев со смещением - student2.ru .

Окончательно получим

 
  Нарезание зубьев со смещением - student2.ru

Таким образом, контактная прочность зубчатых колес определяется межосевым расстоянием, передаточным числом и шириной зубчатого венца, но не зависит от модуля.

Наши рекомендации