Мощность насоса и тепловыделения гидропривода
Мощность на валу насоса находим по формуле (6.65):
· / ( · ).
а) При работе гидроцилиндра ( =0,00159 м3/с):
-летом = 15,33 · 106 · 0,00159 / (0,965 · 0,935) = 27015 Вт,
- зимой = 16,11 · 106 · 0,00159 / (0,965 · 0,935) = 28 389 ВТ.
б) При работе гидромотора ( =0,00154 м3/с):
- летом = 15,07 · 106 · 0,00154 / (0,965 · 0,935) = 24 922 Вт,
- зимой = 15,74 · 106 · 0,00154 / (0,965 · 0,935) = 26 030 Вт.
По циклограмме (рис. 6.5) видно, что один цикл работы гидропривода состоит из двух фаз работы цилиндра Ц и одной фазы мотора М. Условно принимая длительность всех трех фаз цикла одинаковыми, найдем усредненный общий КПД ( ηср ) привода по формуле:
· / + 1 · :
- летом (2·27015·0,727+1·24922 · 0,75)/(2·27015+1·24922)=0,734,
- зимой (2·28389·0,691+1·26030 · 0,718)/(2·28389+1·26030)=0,699.
Средняя мощность на валу насоса за цикл:
- летом = (2· 27015 + 1· 24922) /3 = 26317 Вт,
- зимой = (2· 28389 + 1 · 26030)/3 = 27603 Вт.
Мощность теплового потока от гидропривода по формуле (68):
=(1-ή ) · · Кп· Кд,
где Кп – коэффициент продолжительности работы под нагрузкой; принимаем Кп = 0,7,
Кд – коэффициент использования номинального давления; принимаем Кд = 0,7.
Итак:
- летом Δ = (1-0,734) 26317 · 0,7 · 0,7 = 3430 Вт,
- зимой Δ = (1-0,699) 27603 · 0,7 · 0,7 = 3071 Вт.
Из сравнения показателей , , Δ видно, что усредненные КПД гидропривода в летнее время на 5% выше, чем в зимнее (0,734: 0,699 = 1,050). При этом средняя мощность насоса в летнее время ниже, чем в зимнее на 4,3% (26317 : 27603 = 0,953). Это объясняется изменением вязкости масла в гидросистеме (9,87 сСт – летом при = 60ºС и зимой 19,87 при 40ºС).
Тепловой расчет гидропривода
Тепловой расчет выполняем для установления условий работы гидропривода и выявления технических приемов изменения теплообмена его элементов.
1. Находим площадь теплоотдачи маслобака
=6,5 · = 6,5 · =
2. Площадь теплоизлучающих поверхностей всех элементов гидропривода (трубопроводов, насоса, гидроцилиндра, гидромоторов, распределителя)
где - коэффициент, равный 1,4 … 3,2 (см. табл. 6.29); принимаем =2,4.
Установившаяся температура рабочей жидкости в гидроприводе по (71)
= + Δ ,
где К – коэффициент теплоотдачи от всех поверхностей гидрооборудования, принимаем К = 15 Вт/м2· ºС.
- летом ( = +30ºС) = +30+3430/(15·5,33) =75ºС,
- зимой ( = -30ºС) = -35+4071/(15·5,33) =16ºС.
Полученные расчетом установившиеся температуры отличаются от допускаемых температур жидкости tдоп, принятых в п. 6.7.9 и равных: летом +60ºС, зимой+40ºС. Поэтому в летнее время необходимо усилить охлаждение, чтобы снизить температуру с = 75ºС до tдоп=60ºС, а в зимнее – наоборот уменьшить теплообмен и повысить = 16ºС до tдоп= 40ºС. Добиться этого можно установкой дополнительного узла в гидросистему – теплообменника, или устройством оребрения стенок маслобака и снижением коэффициента теплоотдачи – К.
В нашем случае принимаем второй способ:
а) Оребряем вертикальные стенки бака путем приварки стальных полос шириной по 60 мм; это снизит температуру рабочей жидкости до tдоп = 60ºС в летнее время. Площадь этого оребрения (с учетом обеих сторон каждого ребра) должна быть не менее:
)/( (3430-15· 5,33·30)/(15·30)=2,29
где = 60 - 30 = 30ºС.
б) В зимнее время для снижения теплообмена и повышения температуры с =16ºС до tдоп = 40ºС предусматриваем укрытие оребренного маслобака мягким теплоизолирующим чехлом (ватин, асбестовая ткань и др.) Снизив таким образом коэффициент теплоотдачи с 15 до 7,0 Вт/ · ºС, получим установившуюся температуру в зимнее время, равной:
= -35+4071 / [7,0 · (5,33+ 2,29)] = 41ºС.
ПРИМЕР РАСЧЕТА ПРИВОДА ШТЫРЕВОГО КРАНА С МОМЕНТНЫМ ГИДРОЦИЛИНДРОМ
Исходные данные. Гидравлическая схема
Момент М=5,0 тс·м (50000 Н·м).
Угловая скорость ω = 0,209 1/с (n = 2 об/мин).
Угол поворота α =90 …135º.
Температурные условия: минус 40º С … плюс 40ºС.
Кран работает эпизодически, на открытом воздухе. В зимнее время рабочая жидкость – не прогревается.
Рисунок 6.8 - Гидравлическая схема гидропривода: 1 - гидробок; 2 - фильтр; 3 — насос; 4 — гидрораспределитель; 5 — моментный гидроцилиндр; 6, 7 - трубопроводы; 8 - предохранительный клапан; 9 - манометр; 10 – вентиль
Рабочая жидкость
Для заданных температурных условий (t= +40ºC – летом; t= -40ºC зимой) в качестве рабочей жидкости принимаем:
- для летних условий – масло Индустриальное И-50А (ГОСТ 20799-88).
- для зимних условий – масло АМГ – 10 (ГОСТ 6794 - 75).
Таблица 6.34 – Технические характеристики масел И-50А и АМГ -10
Показатели | Летнее И-50А | Зимнее АМГ-10 |
Вязкость при 50ºС и атмосферном давлении, м2 /с Температура (ºС): вспышки застывания Плотность, кг/м Предел рабочих температур 0 С Вязкость (м2/с) при: + 40 ° С и 12,5 Мпа - 40 °С и 12,5 МПа | 50 • 10-6 -20 +10…+70 74,5 • 10-6 116,5 • 10-6 | 10 • 10-6 -70 -50…+60 400 • 10-6 500 • 10-6 |
Вязкость масел очень сильно зависит от температуры и давления. Для пересчета коэффициента вязкости на конкретные условия работы (t°C; Р) воспользуемся формулами [1,2,3,8]:
νt = ν50·(50/t)n,
νp = νt·(1 + k·p)
где νt, ν50 - вязкость масла при температуре t и при t=50°С,
n -показатель степени, зависящий от исходной величины ν50. Для диапазона температур от 30 до 150°С величина n находится по формуле [9]
n = 0,847 + 0,412·
νp - вязкость масла при давлении Р,
р - давление в гидросистеме, МПа,
k - коэффициент, равный: k = 0,02 - при ν50<15 сСm, k = 0,03 - при ν50>15cCm.
Для выбранных жидкостей (И - 50А и АМГ - 10) фактическая вязкость масел составит:
а) для И - 50А (в летних условиях t = 40°С и Р = 12,5 МПа)
νл = 50·(50/40 )23 65·(1 +0,03-12,5)= 116,5 сСm,
где 2,365 -показатель n, определенный по (74) при ν50 = 50 сСm.
б) для АМГ - 10 (в зимних условиях t = -40°С и Р = 12,5 МПа).
νз = 400·(1 + 0,03-12,5) = 550сСт,
где 400 -вязкость масла АМГ - 10 при t = -40°[8].