Размеры корпуса и крышки редуктора
Толщина стенок корпуса:
d=0,025аw+1;
d=0,025×180+1=5,5 мм.
Принимаем d=8 мм.
Толщина стенок крышки:
d1=0,02aw+1;
d1=0,02×180+1=4,6 мм.
Принимаем d1=8 мм.
Толщина фланцев:
верхнего пояса корпуса b=1,5d=1,5×8=12 мм;
пояса крышки b1=1,5d1=1,5×8=12 мм;
нижнего пояса корпуса р=2,35d=2,35×8=19 мм;
принимаем р=20 мм.
Диаметры болтов:
фундаментных
d1=(0,03¸0,036)aw+12;
d1=17,4¸18,48 мм.
Принимаем болты с резьбой М20.
Крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2=(0,7¸0,75)d1=14¸15 мм.
Принимаем болты с резьбой М16.
Соединяющих крышку с корпусом
d3=(0,5¸0,6)d1=10¸12 мм.
Принимаем болты с резьбой М12.
Проверка долговечности подшипников
Ведущий вал
Расстояние между серединой подшипника и серединой шестерни:
l1=75 мм.
Расстояние между серединой подшипника и серединой шкива:
l2=91 мм.
Реакции опор в вертикальной плоскости
R1у= R2y= Ft / 2= 3533 / 2 = 1766, 5 Н.
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
Мxш= R1y×l1= 1766,5×0,75=1325 Н×м;
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
Проверка: –Fr – R1x+R2x–FВ = – 1353 – 998,85 + 5344,85 – 2993=0.
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
М уп справа = FB×l2 =2993×0,091 = 272,36 Н×м.
Строим эпюру крутящих моментов. Крутящий момент передаётся с шкива ременной передачи на шестерню редуктора:
Мкр=Т1=106 Н×м.
Суммарные реакции:
Намечаем радиальные шариковые подшипники № 209 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=45 мм; D=85 мм; В=19 мм; С=33,2 кН. [1, c.394]
В соответствии с условиями работы принимаем коэффициенты:
V=1; Ks=1,3; KT=1 [1, c.214].
Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка наиболее нагруженной опоры:
Рэ=V Pr2 Ks KT; (43)
Рэ=1×5629×1,3×1=7317,7 H.
Расчетная долговечность выбранного подшипника:
(44)
(45)
Условие Lh=2500 часов <Lh1=4483 часов выполнено, подшипник пригоден.
Ведомый вал
Расстояние между серединой подшипника и серединой колеса:
L3=77 мм.
Реакции опор в вертикальной плоскости:
Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
Мxк=R3y×l3=1766,5×0,77=1360,2 Н×м.
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
Проверка: Fr–R3x+R4x=1647 – 1783 + 136 = 0.
Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Строим эпюру крутящих моментов. Крутящий момент передаётся с зубчатого колеса редуктора на муфту:
Мкр=Т2=489 Н×м.
Суммарные реакции:
Намечаем радиальные шариковые подшипники № 213 по ГОСТ 8338-75, имеющие d=65 мм; D=120 мм; В=23 мм; С=56,0 кН. [1, c.394]
В соответствии с условиями работы принимаем коэффициенты:
V=1; Ks=1,3; KT=1 [1, c.214].
Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка наиболее нагруженной опоры по формуле (43):
Рэ=1×1974×1,3×1=2566,2 H.
Расчетная долговечность выбранного подшипника по формулам (44) и (45):
Условие Lh=20000 часов <Lh1=249318,68 часов выполнено, подшипник пригоден.
Уточненный расчет валов
Примем, что нормальные напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения по отнулевому. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнения их с допускаемым [S].
Ведущий вал
Материал вала-шестерни – Сталь 45 , нормализованная,
sВ=570 МПа.
Предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба:
s-1=0,43sВ=0,43×570 =245 МПа.
Предел выносливости стали при симметричном цикле касательных напряжений:
t-1=0,58×245 =142 МПа.
Сечение под шкивом.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки, так как в этом сечении изгибающего момента нет, то рассчитывают только на кручение. Крутящий момент Т1=106 Н×м.
Момент сопротивления кручения нетто сечения вала:
(46)
Амплитуда от нулевого цикла касательных напряжений при кручении вала:
(47)
Находим значения коэффициентов [1, с.165-166]:
Кt=1,6; et=0,8; y=0,1.
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
(48)
Следовательно, прочность вала обеспечена.
Ведомый вал
Материал вала – Сталь 45, нормализованная, sВ=570 МПа.
Предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба:
s-1=0,43sВ=0,43×570=245 МПа;
при симметричном цикле касательных напряжений:
t-1=0,58s-1=0,58×245=142 МПа.
Сечение под муфтой. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки, так как в этом сечении изгибающего момента нет, то рассчитывают только на кручение. Крутя щий момент Т2=498 Н×м.
Момент сопротивления кручению нетто сечения вала:
Амплитуда от нулевого цикла касательных напряжений при кручении вала:
Находим значения коэффициентов:
Kt=1,5; et=0,8; yt=0,1.
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
(51)
Результирующий коэффициент запаса прочности:
(52)
Выбор муфты
Выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую МУВП, которая соединяет ведомый вал редуктора с валом барабана конвейера.
Ведомый вал
Определяем расчетный крутящий момент [1, с.278]:
(10.1) |
где КР=1,5 – коэффициент, учитывающий условия работы [1, с.272].
МУВП 700-60-1.1У3 ГОСТ
Определяем диаметр вала под муфту d, мм:
(10.2) |
где – допускаемое напряжение на кручение,
По ГОСТу 12080-66 принимаем
По значениям расчетного вращающего момента и диаметра посадочного отверстия выбираем муфту:
Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП 1000-60-l. 1-УЗ ГОСТу 21424-75.
Определяем наибольшее напряжение изгиба в опасном сечении пальца , МПа:
(10.3) |
где – расчетный момент, Н·м;
– диаметр окружности, на которой расположены пальцы,
мм;
– число пальцев,
– длина пальца, ;
– диаметр пальца,
– допускаемое напряжение на изгиб для пальцев,
МПа.
Условие прочности пальца по напряжениям изгиба выполняется.
Определяем наибольшее напряжение на смятие резиновых втулок , МПа:
(10.4) |
где – длина втулки,
– допускаемое напряжение на смятие резины,
Условие прочности втулки на смятие выполняется.
Расчет шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами.
Размеры сечений по ГОСТ 23369-78.
Материал шпонок: сталь 45, нормализованная.
Ведущий вал
При диаметре шейки вала d=40 мм выбираем шпонку сечением b=12 мм, h=8 мм, глубина паза t1=5 мм. Принимаем длину шпонки L=70 мм.
Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [s]см=110...120 МПа [1, с.170]:
(55)
Условие sсм£[s]см выполнено.
Ведомый вал
Проверяем шпоночное соединение вала с муфтой, т.к. в этом месте диаметр вала минимальный.
При диаметре шейки вала d=60 мм выбираем шпонку сечением b=18 мм, h=10 мм, глубина паза t1=7 мм. Принимаем длину шпонки L=80 мм.
Проверяем выбранную шпонку на смятие при допускаемом напряжении [s]см=110...120 МПа:
Условие sсм£[s]см выполнено.
При диаметре шейки вала d=80 мм выбираем шпонку сечением b=22 мм, h=14 мм, глубина паза t1=9 мм. Принимаем длину шпонки L=80 мм.
Условие sсм£[s]см выполнено.
Выбор сорта масла
По таблице 10.8 устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sН=368 МПа, скорость V=6,3 м/с, рекомендуемая вязкость масла должна быть равна 28×10-6м2/с. По таблице 10.10 принимаем масло И-30А.
Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-1000С;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжетные уплотнения, пропитанные горячим маслом.
Далее на конец ведущего вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, устанавливают шкив и закрепляют ее торцовым креплением.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Используемая литература
1. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов/ С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др.– М.: Машиностроение, 1988.– 416 с.
2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1991. – 432 с.
3. Детали машин: Атлас конструкций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Машиностроение, 1992.– 352 с.
Формат | Зона | Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Прим. |
Документация | ||||||
А1 | 440301.Б12.15.00.00.00СБ | Сборочный чертеж | ||||
Сборочные единицы | ||||||
Маслоуказатель | ||||||
440301.Б12.15.00.00.00СБ | Детали | |||||
Корпус | ||||||
Крышка | ||||||
Вал-шестерня | ||||||
Колесо зубчатое | ||||||
Вал ведомый | ||||||
Крышка подшипника | ||||||
Крышка подшипника | ||||||
Крышка подшипника | ||||||
Крышка подшипника | ||||||
Прокладка | ||||||
Прокладка | ||||||
Кольцо | ||||||
Кольцо | ||||||
Втулка | ||||||
Втулка | ||||||
Втулка | ||||||
Пробка |
Формат | Зона | Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Прим. | |
Крышка люка | |||||||
Прокладка | |||||||
Прокладка | |||||||
Стандартные изделия | |||||||
Болт ГОСТ 7798-70 | |||||||
М8-6gх25.58 | |||||||
М8-6gх25.58 | |||||||
| |||||||
М16-6gх120.56 | |||||||
М16-6gх140.56 | |||||||
Винт М5-6gх10.56 ГОСТ | |||||||
Гайка ГОСТ 5915-70 | |||||||
М12-7Н.5 | |||||||
М16-7Н.5 | |||||||
Штифт ГОСТ 3129-70 | |||||||
Шайба ГОСТ 6402-70 | |||||||
10.65Г | |||||||
10.65Г | |||||||
12.65Г | |||||||
16.65Г | |||||||
Шпонка ГОСТ 23360-78 | |||||||
12х8х56 | |||||||
18х11х90 | |||||||
20х12х80 | |||||||
Манжета 45 ГОСТ 8752-79 | |||||||
Манжета 70 ГОСТ 8752-79 | |||||||
Подшипник209 ГОСТ 8338-75 | |||||||
Подшипник 213 ГОСТ 8338-75 | |||||||