Инновационные технологии в машиностроении
В настоящее время наблюдается повышение роста конкуренции в сфере и на рынках машиностроительной продукции. Общая цель машиностроения на данный момент заключается в создании активной части основного капитала экономики. В процессе инвестиционно-строительной деятельности оборудование и машины разного назначения, приборы и агрегаты, транспортные средства, узлы превращаются в основной капитал экономики нашей страны и тем самым, образуют производственный аппарат.
Таким образом, происходит воспроизводственный процесс национальной экономики. Национальное машиностроение на данный момент не обеспечивает должным образом наличие конкурентоспособной экономики в России. Практически третья часть топливно-сырьевого экспорта РФ расходуется на импорт оборудования и машин. Для сохранения на рынке в условиях напряженной конкуренции своей прибыли предприятиям машиностроительного комплекса необходимо решать множество проблем, например: управление качеством продукции, вывод сложной продукции на рынок с новыми потребительскими свойствами, расширение ее ассортимента и.т.д. [23]
Для успешного решения этих проблем необходимо освоить и внедрить инновационные программы, которые направлены на:
- освоение передовых систем управления предприятием, внедрение в производственные процессы новых технологий, передового оборудования,
- создание новых высокопроизводительных производств и реконструкцию предприятий, работающих на инновационной основе, в том числе с международным участием, путем разработки и внедрения оптимальной стратегии их развития,
- развитие технологического оборудования и выпуска машин, обеспечивающих рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение,
- внедрение систем качества и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов,
- разработка технических регламентов и другой нормативной документации, гармонизированных с передовыми международными стандартами,
- создание условий, способствующих к привлечению квалифицированных специалистов в науку.
Без сильного, передового машиностроительного комплекса промышленность Российской Федерации, экономика в целом, не будут полноценными и конкурентоспособными. Технологическая и инновационное обновление предприятий машиностроительного комплекса является основой повышения устойчивости машиностроения России. Эффективная работа предприятий машиностроительного комлекса в рыночной экономике направлено на установление хозяйственных процессов, которые нельзя проводить без широкого внедрения организационных и инновационных преобразований на всех направлениях производственной деятельности и которые должны основываться на достижениях научно-технического прогресса. [24]
В условиях жестокой конкуренции на предприятия машиностроения ложится задача значительного повышения качества различных видов выпускаемой продукции, обновления и расширения ее ассортимента в соответствии с современными требованиями развивающегося научно-технического прогресса, а также возрастающими потребностями населения.
Проблема управления качеством продукции приобретает особое значение в условиях рынка научно-технического прогресса из-за быстрого возрастания требований потребителей к эксплуатационным характеристикам продукции. Для повышения качества продукции необходимо вовлекать в работу проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, совместно поднимать технический уровень изделий производственного назначения.
Постоянное повышение технологической точности, конструктивной сложности и мощности промышленного оборудования, приводит к ускорению морального старения производственного оборудования, которое вызвано ускорением научно-технического прогресса. Для выхода из этой проблемы требуется поиск инновационных решений, направленных на развитие национального машиностроения и выпуск конкурентоспособной продукции.
За последние десятилетия в нашей стране ежегодно создавалось около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных в период с 2008 по 2013 год около 13% не имеет аналогов в мире и соответствует лучшим международным образцам, в следствие чего около четверти новых технологий машиностроительного комплекса потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальные части вновь созданных технологий можно отнести к категории «новые». Без целенаправленного развития высокотехнологичного и наукоемкого производства машиностроительного комплекса Российская Федерация не может укрепить свои позиции в мировой экономике.
В свете этих событий важнейшим приоритетом развития предприятий машиностроения на ближайшее время должно являться создание условий, обеспечивающих стабильное функционирование предприятий, позволяющих создать основу качества экономического роста и осуществить переход к новой структуре экономики.
На сегодняшний день основными генераторами инноваций являются федеральные государственные научные учреждения в ведущих инновационно-ориентированных странах, таких как Франция и США. Именно поэтому опыт международных стран по выстраиванию грамотной стимуляции научного сообщества позволит в малые сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны.
В нашей стране происходит непрерывное развитие инновационного процесса. Более четверти из общего числа созданных за последнее время новых технологий машиностроения приходится на инструментальное производство и станкостроение, в частности для нефтяного и химического машиностроения.
Таблица 1. Разделение новых технологий в отраслях машиностроения
Наименование | Структура, % |
Вновь созданные технологии, всего | |
Производство ракетной и космической техники, авиастроения | |
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение | |
Электротехническая промышленность | 1,5 |
Химическое и нефтяное машиностроение | |
Станкостроение и инструментальное производство | |
Автомобильная промышленность | 8,5 |
Подшипниковая промышленность | 1,5 |
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение | 1,5 |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности бытовых приборов |
На долю станкостроения и инструментального производства приходится практически половина всех новых разработок. Также создано значительное число новых технологий в области сварки, конструкционных материалов, заготовительного производства, специальных видов технологий, а так же модификации поверхности. Это объясняется в значительной степени мощным научно-техническим и производственным потенциалом, созданным в послевоенные годы.
Основная часть разработанных в последнюю пятилетку технологий машиностроительного комплекса может обеспечивать ресурсосбережения. В данной сегменте высокие показатели достигнуты путем снижения металлоемкости продукции. Металлосбережение, главным образом, осуществляется путем внедрения в производство новых конструкционных материалов и использования новейших технологий в процессе производства заготовок. Внедрение прогрессивных технологий может позволить на ряду с выпуском инновацинной продукции, которая отличается высокими характеристиками эксплуатации, значительно уменьшать затраты на производство.
Наша страна находится в самом начале инновационного становления. Повышение темпов освоения новейших технологий и прогрессивной техники помогут осуществить сдвиг в повышении продуктивности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроительного комплекса и укрепить свои позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке.
Сейчас активно обсуждается возможная модель модернизации экономики России путем стимулирования инновационной деятельности. При этом налоговое стимулирование научно-технической деятельности и деятельности по внедрению в компании признается одним из основных условий становления результативной инновационной среды, поэтому в связи с этим рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний, однако трудно предугадать, какова будет система будущих льгот.