Поля допусков и посадки подшипников качения
ГОСТ 3325-85 распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстий до 2500 ммпри выполнении следующих условий:
· валы сплошные или полые толстостенные ( , где – диаметр внутреннего кольца подшипника, – диаметр отверстия вала);
· корпуса толстостенные;
· материал валов и корпусов – сталь или чугун;
· нагрев подшипников при работе до
Общее обозначение полей допусков подшипников:
· для среднего диаметра внутреннего кольца подшипника – ;
· для среднего диаметра наружного кольца подшипника - .
Поля допусков колец подшипника обозначаются буквами Lили lпо классам точности, например,
Диаметры наружного кольца и внутреннего кольца подшипника приняты соответственно за диаметры основного вала и основного отверстия. Однако поле допуска внутреннего кольца располагается вниз от номинального размера (перевернуто относительно нулевой линии). Такое расположение поля допуска позволяет получать посадки внутреннего кольца подшипника с валами с небольшим натягом без применения дополнительных полей допусков валов, используя основные отклонения .
Схемы расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов представлены на рисунке 5.5.
Выбор посадок внутреннего кольца подшипника на вал и наружного кольца подшипника в отверстие корпуса зависит от:
· вида нагружения кольца подшипника;
· режима работы подшипника;
· соотношения эквивалетной нагрузки Р и динамической грузоподъемности
· типа, размера и класса точности подшипника.
Различают следующие виды нагружения колец подшипника;
· местное – ;
· циркуляционное –
· колебательное – .
Рисунок 5.5 – Схемы расположения полей допусков при посадках подшипников
При местном нагружении действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка воспринимается одним и тем же ограниченным участком дорожки качения кольца и передается соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса.
При циркуляционном нагружении действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка воспринимается и передается последовательно в процессе вращения всей дорожке качения, а следовательно, и всей посадочной поверхности вала или корпуса.
При колебательном нагружении неподвижное кольцо подшипника подвергается одновременному воздействию радиальных нагрузок: постоянной по направлению и вращающейся, но меньшей или равной по величине первой нагрузке. Равнодействующая этих нагрузок совершает периодическое колебательное движение, которое передается ограниченному участку посадочной поверхности.
Между режимами работы подшипника и соотношениями Р/С установлена следующая зависимость (таблица 5.3):
Таблица 5.3 - Режимы работы подшипника
Режим работы подшипника | Отношение нагрузки к динамической Грузоподъемности |
Легкий | Р/С ≤ 0,07 |
Нормальный | 0,07 < Р/С ≤ 0,15 |
Тяжелый | 0,15 < Р/С |
Некоторые конструкции подшипников качения показаны на рисунке 5.6.
Радиальные шариковые подшипники (тип 0. см. таблицу 5.2) – наиболее распространенный тип подшипников. Они предназначены для восприятия радиальных нагрузок, но могут воспринимать и осевые. Вследствие точечного контакта тел качения они имеют меньшие потери на трение.
Рисунок 5.6 – Основные типы подшипников качения
Радиальные роликовые (тип 2) и игольчатые (тип 4) подшипники дают экономию по размерам, обеспечивают более высокую жесткость опор, но не способны воспринимать осевые нагрузки.
Упорные подшипники (тип 8) способны воспринимать только осевые нагрузки. В опорах они устанавливаются совместно с радиальными, обычно в случаях, когда те неспособны нести осевую нагрузку, или когда осевая нагрузка является превалирующей.
Сферические подшипники (типы 1 и 3) допускают значительные перекосы вала в опорах и применяются либо при невозможности добиться нужной соосности посадочных мест (опоры, установленные в раздельных корпусах), либо при длинных нежестких валах, имеющих большие перекосы сечений на опорах.
Радиально-упорные шариковые (тип 6) и роликовые конические (тип 7) подшипники предназначены для восприятия комбинированных нагрузок, но пригодны для чисто радиальных и чисто осевых. Особенностью этих типов является необходимость обеспечения регулировки зазора по дорожкам качения, что усложняет конструкцию. Одновременно это делает рациональным их применение в опорах, требующих минимальных регулируемых зазоров или даже натягов.
Габаритные размеры подшипников стандартизованы ГОСТ 3478-79 «Подшипники качения. Основные размеры».