Расчетные схемы валов и осей, критерии расчета
Валы и вращающиеся оси обычно рассчитывают на изгиб, как балки на шарнирных опорах.
Для валов, вращающихся в подшипниках качения, установленных по одному в опоре (рисунок 4.3, а), эта схема достаточно точно соответствует действительности.
а) б)
в) г)
Рисунок 4.3 – Расчетные схемы валов
У валов, вращающихся в подшипниках качения, установленных по два в опоре (рисунок 4.3, б), основные реакции воспринимаются подшипниками, расположенными со стороны нагруженного пролета. Внешние подшипники нагружены значительно меньше, а если они расположены не вплотную к внутренним, то иногда в них возникают реакции, направленные в противоположную сторону. Поэтому условные шарнирные опоры валов точнее совмещать с внутренними подшипниками или располагать на одной трети расстояния между подшипниками одной опоры ближе к внутренним подшипникам. Точный расчет таких валов следует производить с учетом совместной работы с подшипниками, как многоопорных балок на упругих опорах.
У валов, вращающихся в несамоустанавливающихся подшипниках скольжения (рисунок 4.3, в), давление по длине подшипников вследствие деформации валов распределяется несимметрично. Условную шарнирную опору следует располагать па расстоянии от торца подшипника, но не более половины диаметра вала от кромки подшипника со стороны нагруженного пролета. Точный расчет таких валов следует производить с учетом совместной работы с подшипниками.
Силы и моменты на валы передаются через насаженные на валы детали: зубчатые колеса, звездочки, шкивы, муфты и т. д. При простейших расчетах принимают, что насаженные на вал детали передают силы и моменты валу на середине своей ширины, и эти сечения принимают за расчетные. В действительности силы взаимодействия между ступицами и валами распределены на длине ступиц и последние работают совместно с валами (рисунок 4.3, г). Точнее за расчетные следует принимать моменты в сечениях на расстоянии от кромок ступицы, где
— длина ступицы, и в этих же сечениях принимать сосредоточенными силы взаимодействия ступицы и вала. Меньшие значения смещений расчетных сечений от кромок соответствуют неподвижным посадкам и жестким ступицам, а большие — подвижным посадкам и податливым ступицам.
Из критериев прочности для большинства валов современных быстроходных машин решающее значение имеет выносливость.
Критериями жесткости валов являются условия правильной работы зубчатых передач и подшипников, а также виброустойчивость.
Предварительный расчет валов
Диаметры валов приближенно определяют в результате проектировочного расчёта по следующей формуле:
где – диаметр вала мм;
– крутящий момент, Н·м;
– допускаемое напряжение материала вала
МПа)
Также можно производить расчет по формулам из следующей литературы [4,11].
При наличии шпоночного паза в опасном сечении вала полученное значение необходимо увеличить на
Проверочный расчёт валов проводится на статическую и усталостную прочность, а также на жёсткость. Основными изгибающими нагрузками на валы являются силы в зубчатых передачах. Влияние веса вала и насаженных деталей в передаче обычно не учитываются. Силы трения в подшипнике также не учитываются.