Стопорение специальными элементами.
К ним относятся шплинты и шайбы с лапками. Шплинты по ГОСТ 397-79 представляют собой стержни, согнутые из полукруглой проволоки плоскими сторонами (рисунок 2.16 а). Выпаданию шплинта в одну сторону препятствует петля на сгибе, а в другую - разведенные концы. Для удобства разведения концы делают не совпадающими по длине.
а) б) в)
Рисунок 2.16 - Стопорные устройства со специальными запирающими устройствами
Недостатком стопорения шплинтами и другими элементами этого типа является ступенчатое регулирование силы затяжки. Поэтому стопорение шплинтами не рекомендуют для коротких болтов при .
Стопорение гайки или головки винта по отношению к детали достигается стопорными шайбами по ГОСТ 3693-52 и ГОСТ 3695-52 (рисунок 2.16 б) с лапками, одну из которых отгибают по грани гайки, а другую - по грани детали. Стопорение шплинтами и шайбами, благодаря своей надежности, имеет широкое распространение в ответственных конструкциях.
Стопорные шайбы с лапками по ГОСТ 11872-89 (рисунок 2.16 в) применяют в основном для стопорения гаек со шлицами при регулировке и креплении подшипников качения на валу. Эти шайбы выполняют толщиной , шайбы имеют внутренний носик, отгибаемый в канавку вала, и несколько наружных лапок, отгибаемых в один из шлицев гайки.
Гайки и головки болтов в групповых соединениях нередко стопорят обвязкой проволокой.
Для резьбы небольших диаметров применяют стопорение смолами, лаками и красками. Перспективно стопорение резьб с помощью герметиков, которые устойчивы к воздействию температуры, влаги, масла, динамических нагрузок
Стопорение болтов возможно также усами на болтах, вминающимися в материал соединяемых деталей, или специальными подголовками.
При очень редкой разборке возможно применять стопорение пайкой. Если соединение совсем не требует разборки в эксплуатации, применяют стопорение пластическим деформированием или приваркой, которая превращает соединение в неразъемное.
Сопротивление отвинчиванию можно также существенно повысить выравниваем нагрузки по виткам коррекцией шага. Шаг гайки делают больше шага винта на величину около 0,1%.
Момент завинчивания, коэффициент полезного действия (КПД) и условие самоторможения для резьб.
Вначале установим искомые зависимости для прямоугольной резьбы, а потом распространим и на другие типы резьб.
При рассмотрении сил в винтовой паре удобно резьбу развернуть по среднему диаметру в наклонную плоскость, а гайку заменить ползуном (рисунок 2.17).
а) б)
Рисунок 2.17 - Силы взаимодействия между винтом и гайкой
Сила взаимодействия наклонной плоскости с ползуном при относительном движении представляет собой равнодействующую нормальной силы и силы трения. Следовательно, эта сила наклонена к нормали n под углом трения φ.
В результате разложения силы получаем:
где — движущая окружная сила; – осевая сила на винте; – угол подъема резьбы.
В треугольной резьбе сила трения по сравнению с прямоугольной резьбой выше. Соотношение сил трения в прямоугольной и треугольной резьбах удобно рассмотреть на моделях с кольцевыми витками, приняв угол подъема резьбы равным нулю (рисунок 2.17 б).
Окружная сила трения для витка прямоугольного профиля:
Окружная сила трения для витка треугольного профиля:
где
откуда приведенный коэффициент трения
Таким образом, силу трения в треугольной резьбе можно определить так же, как в прямоугольной, только вместо действительного коэффициента трения надо пользоваться приведенным, равным действительному, деленному на .
Аналогичное соотношение имеет место между углами трения:
Для нормальной метрической резьбы угол , а следовательно и .
Для определения движущей окружной силы в треугольной резьбе можно пользоваться выведенной формулой для прямоугольной резьбы, подставляя вместо действительного приведенный угол трения.
Момент завинчивания гайки или винта с головкой:
где — момент в резьбе; – момент трения на торце гайки или головки винта.
Момент в резьбе:
Опорную поверхность гайки и головки принимают кольцевой с наружным диаметром, равным раствору ключа a, и внутренним диаметром, равным диаметру отверстия под винт .
Момент на торце гайки или головки:
Момент на торце гайки или головки винта составляет около 50% от всего момента затяжки.
Подставляя полученные выражения и в формулу для момента завинчивания, получим окончательно:
Приближенное геометрическое подобие резьб позволяет для ориентировочных расчетов пользоваться простейшими соотношениями, выведенными для средних значений параметров.
В качестве средних значений для нормальной метрической резьбы можно принять ; .
Тогда при = 0,15, характерном для резьбы без покрытий,
.
Расчетная длина ручного гаечного ключа может быть принята равной в среднем
Приравнивая момент на ключе от силы руки моменту на винте, получаем соотношение между осевой силой на винте и силой на ключе : .
При коэффициенте трения , характерном, в частности, для кадмированных винтов,
Таким образом, в крепежных резьбах можно получить выигрыш в силе в 70—100 раз.
КПД резьбы определяется как отношение полезной работы ни винте к затрачиваемой работе на ключе при повороте на произвольный угол. Для простоты и общности вывода удобно рассматривать поворот па малый угол , при котором силы даже в условиях затяжки крепежных резьб можно считать постоянными.
КПД собственно резьбы без учета трения на торце:
где ( - осевое перемещение, соответствующее повороту на угол ).
Подставив в последнюю формулу ранее выведенное выражение для момента в резьбе и значение , получаем:
При и .
КПД винта с учетом трения на торце:
Момент, необходимый для отвинчивания гайки или винта с головкой, получают аналогично моменту завинчивания, только направления момента и сил трения меняют на обратные:
В случае отсутствия трения на торце гайки второй член должен быть отброшен.
Условия самоторможения ; отсюда для резьбы без трения на торце гайки и, следовательно, .
Для нормальных метрических резьб с углом подъема самоторможение даже при отсутствии трения на торце гайки наступает при , т. е. при .
При наличии трения на торце гайки и самоторможение наступает при .
Таким образом, при статическом действии нагрузки имеются большие запасы надежности затяжки. Однако в условиях вибрациониых нагрузок возможно ослабление затяжки резьбы, во избежание которого применяют специальные стопорные устройства (см п. 2.4.2).