Проверочный расчет передачи по напряжениям изгиба
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.22[1]:
sF= £ [sF] (64)
По таблице 3.8[1] по уточнённому значению окружной скорости выбираем коэффициент KFn=1,25. Тогда уточнённое значение коэффициента KF= 1,12 · 1,25 = 1,4. Для проверки зубьев на выносливость при изгибе обновим коэффициент YFпо уточнённому значению угла наклона зубьев.YF- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа Zv(см. гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):
у шестерни: Zv3= = = 24 (65)
у колеса: Zv4= = = 120 (66)
Тогда: YF3= 3,938; YF4= 3,59
Находим отношения : (67)
для шестерни: = = 60,074
для колеса: = = 60,167
Дальнейший расчет будем вести для шестерни, для которой найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба шестерни:
sF3= = = 142,846 МПа
sF3= 142,846 МПа < [sf] = 216 МПа.
Условие прочности выполнено.
Таблица 6. Механические характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи | Марка стали | Термообработка | HB3 | sв | [s]H | [s]F |
HB4 | H/мм2 | |||||
Шестерня | улучшение | 481,818 | 236,571 | |||
Колесо | улучшение | 445,455 |
Таблица 7. Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм.
Проектный расчёт | |||||||
Параметр | Значение | Параметр | Значение | ||||
Межосевое расстояние aw | Угол наклона зубьев b, град | ||||||
Модуль зацепления m | 2,5 | Диаметр делительной окружности: | |||||
Ширина зубчатого венца: | шестерни d3 колеса d4 | ||||||
шестерни b3 колеса b4 | |||||||
Числа зубьев: | Диаметр окружности вершин: | ||||||
шестерни z3 колеса z4 | шестерни da3 колеса da4 | ||||||
Вид зубьев | прямозубая передача | Диаметр окружности впадин: | |||||
шестерни df3 колеса df4 | 53,75 293,75 | ||||||
Проверочный расчёт | |||||||
Параметр | Допускаемые значения | Расчётные значения | Примечание | ||||
Контактные напряжения sH, H/мм2 | - | - | - | ||||
Напряжения изгиба, H/мм2 | sF3 | 236,571 | 142,846 | - | |||
sF4 | 156,267 | - | |||||
Предварительный расчёт валов
Предварительный расчёт валов проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Диаметр вала при допускаемом напряжении [tк] = 20 МПа вычисляем по формуле 8.16[1]:
dв³ (68)
Ведущий вал.
Рис. 4. 1-й вал привода.
dв ³ = 15,115 мм.
Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: d1= 20 мм.
Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d2= 25 мм.
Под 3-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d3= 25 мм.
Под 4-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала: d4= 16 мм.
Й вал.
Рис. 5. 2-й вал привода.
dв ³ = 24,577 мм.
Под 1-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала: d1= 30 мм.
Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d2= 35 мм.
Под 3-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: d3= 38 мм.
Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d4= 35 мм.
Выходной вал.
Рис. 6. 3-й вал привода.
dв ³ = 41,249 мм.
Под 1-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: d1= 45 мм.
Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d2= 50 мм.
Под 3-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d3= 50 мм.
Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: d4= 45 мм.
Диаметры участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений.
Таблица 8. Диаметры валов, мм.
Валы | Расчетный диаметр | Диаметры валов по сечениям | |||
1-е сечение | 2-е сечение | 3-е сечение | 4-е сечение | ||
Ведущий вал. | 15,115 | Под свободным (присоединительным) концом вала: | Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала: | Под 3-м элементом (подшипником) диаметр вала: | Под 4-м элементом (ведущим) диаметр вала: |
2-й вал. | 24,577 | Под 1-м элементом (ведущим) диаметр вала: | Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала: | Под 3-м элементом (ведомым) диаметр вала: | Под 4-м элементом (подшипником) диаметр вала: |
Выходной вал. | 41,249 | Под 1-м элементом (ведомым) диаметр вала: | Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала: | Под 3-м элементом (подшипником) диаметр вала: | Под свободным (присоединительным) концом вала: |
Таблица 9. Длины участков валов, мм.
Валы | Длины участков валов между | ||
1-м и 2-м сечениями | 2-м и 3-м сечениями | 3-м и 4-м сечениями | |
Ведущий вал. | |||
2-й вал. | |||
Выходной вал. |