Расчет численности работников автотранспортного предприятия
5.1 Расчет численности водителей
Количество водителей грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей-такси за плановый период определяется на основании данных о времени работы автомобилей на линии с учетом подготовительно-заключительного времени, времени участия водителей в сезонном обслуживании и фонда рабочего времени водителя за тот же период.
5.1.1 Списочное количество водителей определяется по формуле
Рсп.в =(АЧэ * Кпз+ Тсо) / (Фд.в *Кв) , (5.1)
Где АЧэ - количество автомобиле-часов, отработанных на линии;
Кпз - коэффициент, учитывающий подготовительно-заключительное время водителя, Кпз = 1.04;
Тсо - трудоемкость сезонного обслуживания, чел.-ч ;
Кв - коэффициент выполнения норм водителя, принимается по данным автотранспортного предприятия (в курсовом проекте может быть принят - Кв= 1,0);
Фд.в - действительный фонд (годовой) времени одного водителя
Фд.в =Фн.в *К , (5.2)
Где Фн.в - номинальный годовой фонд времени одного водителя.
При всех видах организации труда водителей грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей-такси номинальный годовой фонд времени в среднем может быть принят 2025 ч.
При расчете действительного годового фонда времени водителей коэффициент, учитывающий плановый невыход на работы, принимается равным:
- для водителей грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 2,5 тонн, водителей такси и легковых автомобилей - 0,9;
- для водителей грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 2,5 тонн, водителей автобусов - 0,88.
Если водители привлекаются к выполнению технического обслуживания № 2, то при расчете количества водителей необходимо дополнительно учесть трудоемкость работ по ТО-2, выполняемых водителями, которая определяется количеством технических обслуживаний № 2 и продолжительностью смены.
Списочное количество водителей распределяется по классам.
Распределение производится в соответствии с фактическим наличием водителей различной квалификации на действующем предприятии и планом переподготовки водителей. В курсовом проекте удельный вес водителей 1, II и III классов может быть принят 20, 30 и 50 процентов соответственно.
5.1.2. Явочное количество водителей определяется с учетом режима работы автотранспортного предприятия
Ряв.в =АЧэ / (Др.г* Тн) (5.3)
При работе по скользящему графику подменное количество водителей определяется разностью - ( Рсп.в -Ряв.в) .
5.2 Расчет численности ремонтных рабочих
Количество ремонтных рабочих рассчитывается на основании трудоемкости работ в человеко-часах и годового фонда времени одного рабочего. Расчет количества рабочих производится по каждому виду обслуживания или ремонта.
5.2.1 Технологически необходимое явочное количество рабочих, занятых в зоне ЕО (Ряв.ео ),определяется по формуле
Ряв.ео = Тео / Фн.р (5. 4)
где Фн.р- номинальный годовой фонд времени одного рабочего в часах.
Номинальный годовой фонд времени рабочего при расчетах может быть принят равным 2025 ч.
5.2.2 Расчет технологически необходимого явочного количества рабочих по зонам ТО-1,ТО-2,ТР производится аналогично формуле (5.4) .
5.2.3 Списочное количество рабочих в зоне ЕО определяется по формуле
Рсп.ео = Тео / Фд.р , (5.5)
где Фд.р- действительный годовой фонд времени одного рабочего, ч:
Фд.р=Фн.р*Кнев, (5.6)
где Кнев- коэффициент ,учитывающий плановый невыход рабочего на работу, Кнев = 0,88-0,92.
Коэффициент 0,92 - принимается для цехов и зон с нормальными условиями труда, 0,88 - для цехов с вредными и тяжелыми условиями труда. В среднем по АТП коэффициент принимается равным 0,9.
5.2.4 Расчет списочного количества рабочих по зонам ТО-1, ТО-2, ТР производится аналогично формуле (5.5) . Если к выполнению работ по ТО-2 привлекаются водители, то общая трудоемкость работ по ТО-2 при расчете численности ремонтных рабочих снижается на количество человеко-часов, выполняемых водителями.
Распределение полученного списочного количества ремонтных рабочих по разрядам рекомендуется произвести пропорционально трудоемкости работ по зонам ЕО, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта (Приложение Б, таблица Б.10). Результаты расчета оформляются в виде таблицы 5.1, путем округления расчетной списочной численности по соответствующему разряду до целого числа.
Таблица 5.1 – Распределение ремонтно-обслуживающих рабочих по разрядам
Разряд | Технические зоны | |||||||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |||||
Норматив,% | Численность, чел. | Норматив,% | Численность, чел. | Норматив,% | Численность, чел. | Норматив,% | Численность, чел. | |
I | ||||||||
II | ||||||||
III | ||||||||
IY | ||||||||
Y | ||||||||
YI | ||||||||
Итого: |
5.3 Расчет численности подсобно-вспомогательных рабочих
Численность подсобно-вспомогательных рабочих определяется на основании трудоемкости подсобно-вспомогательных работ и действительного годового фонда времени одного рабочего
Рсп.пв = Тпв / Фд.р , (5.7)
где Рсп.пв - списочное количество подсобно-вспомогательных рабочих, чел.;
Фд.р - действительный годовой фонд времени одного рабочего, Фд.р =1820 ч.;
Тпв - трудоемкость подсобно-вспомогательных работ по предприятию, чел.-ч.
При расчете трудоемкость подсобно-вспомогательных работ принимается в размере 20-30% от общей трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава в зависимости от размеров АТП (меньший процент принимается для крупных предприятий, больший - для мелких).
К подсобно-вспомогательным рабочим относятся слесари станочного оборудования, слесари-инструментальщики, слесари-электрики, слесари по отоплению и вентиляции, слесари по водопроводу и канализации, электромонтеры, перегонщики автомобилей внутри транспортного предприятия, кладовщики складов, кочегары, уборщики производственных помещений, разно рабочие, машинисты-компрессорщики, заправщики нефтепродуктов, прачки.
Распределение рабочих по профессиям производится исходя из мощности и структуры парка автомобилей автотранспортного предприятия, а так же других факторов. В данной курсовой работе недостаточно исходных данных для применения имеющихся нормативов [12], поэтому рекомендуется самостоятельно представить образ проектируемого предприятия, и исходя из собственных представлений о наличие в нем складов, котельной, собственной АЗС, прачечной и т.д. установить количество рабочих конкретной профессии, из вышеперечисленного списка, и назначить им разряды. Рекомендуется иметь работников разной квалификации. Численность водителей - перегонщиков определяется количеством колонн (отрядов) на предприятии. Количество автомобилей в колонне (отряде) может быть принято 40-80 ед. Для профессий, не имеющих разрядной сетки, устанавливается оклад, который и заносится в последнюю графу таблицы 5.2.
Таблица 5.2 - Распределение подсобно-вспомогательных рабочих по профессиям и разрядам
Профессия Рабочего | Количество рабочих, чел. | Рабочие на окладе | |||||||
Общее | В том числе по разрядам | Количество, чел. | Оклад, руб. | ||||||
Итого: |
5.4 Численность инженерно-технических работников и служащих
5.4.1 Численность инженерно-технических работников и служащих в курсовой работе устанавливается, в соответствии с нормативами численности, по функциям управления в зависимости от среднесписочного количества автомобилей, времени нахождения автомобилей в наряде, коэффициента выпуска автомобилей на линию и численности ремонтных и вспомогательных рабочих. Для этого можно воспользоваться табличными данными Приложения Б, таблицы Б.7, или рассчитать рекомендуемую численность ИТР и служащих по формулам:
по функции “общее руководство”:
по функции “технико-экономическое планирование”:
по функции “организация труда и заработной платы:
по функции “бухгалтерский учет и финансовая деятельность”:
по функции “материально-техническое снабжение”:
по функции “комплектация и подготовка кадров”:
по функции “общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание”:
по функции “эксплуатационная служба”:
для режима работы до 10 часов –
для режима работы свыше 10 часов -
по функции “техническая служба”:
где Нч – норматив численности по функции управления;
Апр – количество автомобилей (в приведенных единицах):
Апр = Асп * Кпр , (5.18),
Где Кпр – коэффициент приведения;
aв – коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Рсп – среднесписочная численность работающих (все категории, кроме ИТР и служащих), чел;
Тн – режим работы автомобилей, ч;
Ррем – нормативная среднесписочная численность рабочих по ремонту автомобилей, чел.
Для определения количества приведенных автомобилей применяются следующие переводные коэффициенты:
- автомобили грузовые бортовые и специализированные, дорожные машины – 1,0;
- автомобили грузовые бортовые и специализированные газобаллонные, легковые газобалонные и дизельные; электромобили, электропогрузчики; автомобили специализированные и специальные бензиновые грузоподъемностью до 20 т – 1,2;
- автомобили грузовые бортовые и специализированные и специальные дизельные грузоподъемностью до 20 т, а также специализированные и специальные, отнесенные к третьей группе по оплате труда водителей; экскаваторы емкостью ковша до 1 м3; тракторы; автобусы особо малые и малые габаритной длиной до 7,5 м – 1,5;
- автомобили грузовые специализированные и специальные грузоподъемностью от 20 до 40 т; тракторы подъемники; железнодорожные краны, пневмокраны, экскаваторы емкостью ковша свыше 1 м3; автобусы средние и большие габаритной длиной свыше 7,5 до 11,0 м – 2,0;
- автомобили грузовые специализированные и специальные грузоподъемностью от 40 до 60 т; автобусы особо большие и сочлененные габаритной длиной свыше 11,0 до 18,0 м – 3,0;
- автомобили грузовые специализированные и специальные грузоподъемностью свыше 60 т; автобусы габаритной длиной свыше 18,0 м – 5,0;
- прицепы, полуприцепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды – 0,5.
В тех случаях, когда по одному типу подвижного состава может быть установлено несколько различных коэффициентов (например, дизельный тягач) применяется один – высший коэффициент, а для тягачей с прицепами и полуприцепами – сумма переводных коэффициентов.
В пределах общей нормативной численности руководителей, специалистов и служащих можно увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет уменьшения (увеличения) по другой.
Исходя из расчетной численности руководителей, специалистов и должностей уточняется перечень должностей, согласно рекомендуемому в таблице 5.3 списку.
Таблица 5.3 - Перечень основных структурных подразделений и должностей по функциям управления
Функции управления | Структурные подразделения | Примерный перечень должностей |
Общее руководство | Директор, главный инженер, заместитель директора: по эксплуатации, по экономическим вопросам, по безопасности движения, по кадрам и т.д. | |
Технико-экономическое планирование | Планово-экономический отдел | Начальник отдела, старший экономист по планированию, экономист по планированию, старший техник по планированию, техник по планированию, статистик |
Организация труда и заработной платы | Отдел организации труда и зарплаты, лаборатория НОТ | Начальник отдела (лаборатории), старший экономист по труду (старший инженер), экономист по труду (инженер), старший инженер по нормированию (старший нормировщик), инженер по нормированию труда (нормировщик), старший инженер по организации труда, инженер по организации труда, техник по труду |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | Бухгалтерия | Главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного),заместитель главного бухгалтера, старший бухгалтер, бухгалтер, кассир, инкассатор, счетовод, старший экономист по финансовой работе, экономист по финансовой работе, юристконсульт |
Материально-техническое снабжение | Отдел материально-технического снабжения | Начальник отдела, старший экономист по материально-техническому снабжению, экономист по материально-техническому снабжению, старший товаровед, заведующий складом, учетчик, агент по снабжению |
Комплектование и подготовка кадров | Отдел кадров | Начальник отдела, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам, инженер по подготовке кадров, старший табельщик, табельщик |
Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание | Хозяйственный отдел | Заведующий канцелярией, секретарь-машинистка, архивариус, машинистка, делопроизводитель, заведующий хозяйством |
Продолжение таблицы 5.3 | ||
Эксплуатациионная служба | Отдел эксплуатации, отдел безопасности движения | Начальник отдела эксплуатации, заместитель начальника отдела эксплуатации, начальник гаража АТП, старший инженер отдела эксплуатации, инженер отдела эксплуатации, старший диспетчер отдела эксплуатации, |
диспетчер отдела эксплуатации, начальник автоколонны (отряда), механик автоколонны (гаража, отряда), начальник отдела безопасности движения, старший инженер по безопасности движения, инженер по безопасности движения, старший диспетчер, диспетчер, техник, таксировщик, нарядчик | ||
Техническая служба | Технический отдел, отдел технического контроля, ремонтные мастерские | Начальник технического отдела, начальника отдела технического контроля, заместители начальников отделов, главный механик, старший инженер, инженер, старший мастер участка, мастер, начальник ремонтных мастерских, механик, начальник смены, инженер по охране труда и технике безопасности, старший техник по учету, техник по учету |
Примечание – отделы могут создаваться при штатной численности не менее трех человек, если расчетная численность по какой либо функции менее трех человек, то отдел создавать не рекомендуется, а функции выполняются группой ИТР и служащих во главе со старшим инженером |
5.4.2 Численность инженеров по безопасности движения включена в норматив по функции “эксплуатационная служба”. При этом рекомендуется устанавливать численность инженеров по безопасности движения:
· при среднесписочной численности водителей от 50 до 150 – один человек;
· при среднесписочной численности водителей от 151 до 300 – два человека;
· при среднесписочной численности водителей от 301 до 500 – три человека.
Если среднесписочная численность водителей превышает 500, то на каждые последующие 250 устанавливается дополнительно один человек.
5.4.3 Количество младшего обслуживающего персонала принимается в количестве 5-6 человек для всех типов АТП.
5.4.4 В автохозяйствах, имеющих до 15 автомобилей ( в приведенных единицах), должности специалистов и служащих рекомендуется не предусматривать; от 16 до 25 – предусмотреть должность механика; от 26 до 50 автомобилей предусмотреть должности: начальника гаража, механика, диспетчера и бухгалтера.
5.4.5 Для пассажирских предприятий рекомендуется устанавливать следующую численность билетных кассиров в смену:
· при выдаче и оформлении билетно-учетной документации – один кассир на 30 автобусов;
· при выдаче и оформлении выручки:
· для автобусных АТП – один кассир на 50 кондукторов;
· для таксомоторных АТП – один кассир на 100-150 автомобиле-смен.
5.4.6 Норматив численности ревизоров автомобильного транспорта устанавливается из расчета на 100-150 автомобилей один ревизор, но не менее одного на автотранспортное предприятие.
5.4.7 Норматив численности в целом по предприятию определяется путем суммирования нормативов по функциям управления, при этом производится округление до целого числа. Результаты расчета численности инженерно-технических работников и служащих автотранспортного предприятия рекомендуется оформить в виде таблице 5.4.
Таблица 5.4 – Расчет численности ИТР и служащих
Функции управления | Нормативное значение численности | Коэффициент корректирования | Скорректированное нормативное значение | Округленное значение численности работников |
Итого: |