Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение)

11.1 Влияние параметров компоновки автомобиля на его проходимость

Условие возможного движения автомобиля (автопоезда) без буксова­ния ведущих колес может быть записа­но в виде

Gсц Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru Gа Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru , (11.1)

где Gсц - сцепной вес автомобиля; Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - коэффициент сцепления шин с дорогой; Gа - полный вес автомобиля (авто­поезда); Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - коэффициент суммарного дорожного сопротивления: Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru = Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru ; f - коэффициент сопротивления качению; i — угол подъема дороги.

Из формулы следует, что

Gсц/ Gа Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru ( Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru )/ Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru . (11.2)

Левая часть этого неравенства опре­деляется компоновкой автомобиля и называется коэффициентом сцепного веса:

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru = Gсц/ Gа. (11.3)

Для обеспечения удовлетворитель­ной проходимости автомобиля (авто­поезда) без груза на скользкой дороге рекомендуется при компоновке автомо­биля не допускать, чтобы коэффици­енты сцепного веса были ниже указан­ных в «Показателях и нормативах про­ходимости».

11.2 Влияние параметров компоновки на плавность хода автомобиля

Плавность хода автомобиля и вибронагруженность рабочего места води­теля во многом определяются компо­новкой автомобиля. Влияние парамет­ров компоновки автомобиля на плав­ность его хода выражается коэффици­ентом распределения подрессоренной массы:

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru (11.4)

где Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - центральный момент инерции массы Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru относительно горизонтальной поперечной оси автомобиля; Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - под­рессоренная масса автомобиля; Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - координаты центра массы Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru относи­тельно осей передних и задних колес.

Если коэффициент Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru равен единице или близок к этому зна­чению (0,9... 1,1), то колебания передней и задней подвесок автомобиля можно рассматривать независимо друг от дру­га. При этом можно считать, что колебания перед­ней подвески практически не вызывают колебаний задней, и, наоборот, чем больше коэффициент е отличается от единицы, тем больше влияние колеба­ний одной подвески на колебания дру­гой.

Вибронегруженность рабочего места водителя оценивается среднеквадратическим значением вертикальных ускорений колебаний.

Так, например, по данным расчетов для бортового автомобиля типа МАЗ при Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru =0,8 среднеквадратичное значе­ние вертикальных ускорений колеба­ний рамы над передним мостом при движении по реальной дороге на 15 % больше ускорений колебаний при Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru =1, а при Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru =0,6 они больше на

50 %.

Следовательно, необходимо опреде­лить зависимость показателей плавно­сти хода от коэффициента Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и влияние отдельных компоновочных параметров на его значение.

Для этого представим подрессоренную мас­су груженого автомобиля как состоя­щую из подрессоренной массы автомо­биля в снаряженном состоянии с эки­пажем массой Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и массой полезного груза Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru . Момент инерции подрессо­ренной массы груженого автомобиля определяется по формуле:

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru (11.5)

где Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - центральные моменты инерции масс Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru относительно горизонтальной поперечной оси автомо­биля; Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - расстояния от центра масс Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru до центра подрессоренной массы груженого автомобиля.

Предполагая, что полезный груз равномерно распределен по длине платформы, определяем момент инер­ции полезного груза:

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru (11.6)

где Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - внутренняя длина плат­формы.

По данным экспе­риментов, радиус инерции подрессорен­ной массы грузового автомобиля боль­шой грузоподъемности с кабиной над двигателем в снаряженном состоянии и с экипажем из трех человек составляет примерно 1,33 м, следовательно, мож­но записать

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru

где Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - радиус инерции массы Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru .

Соответственно для самосвала с экипажем из двух человек

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru

Все величины, входящие в выра­жения (4.7)...(4.9), легко определяются из каталогов. После подстановки их в выражение (4.6) получим, что значе­ния коэффициента Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru для двухосных грузовых автомобилей находятся в пределах 0,6... 1.

Результаты расчетов с использованием математической модели движения автомобиля по реальной дороге показывают, что значения среднеквадратичных ускорений во всех точках с уменьшением коэффициента Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru увеличиваются, причем среднеква­дратичные значения вертикальных ускорений колебаний рамы над перед­ним мостом значительно меняются при Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru <0,9, а продольно-угловые колеба­ния - во всем диапазоне значений Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru . При проведении расчетов все параметры автомобиля остаются неизменными, кроме Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru , который изменяется в заданных пределах.

Для оценки влияния отдельных компоновочных параметров на коэф­фициент Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и определения условий, которым должна удовлетворять компоновка автомобиля с точки зрения хо­рошей плавности хода, рассмотрим влияние изменения следующих компо­новочных параметров на коэффи­циент Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru : колесной базы L1, распределе­ния веса автомобиля по мостам (G1 и G2), длины платформы L12 и расстоя­ния lп от переднего моста до задней стенки кабины.

При изменении колесной базы L1 в широких пределах значение Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru меняется незначительно.

При возрастании грузо­подъемности автомобиля с увеличе­нием передней осевой нагрузки значе­ния коэффициента Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru быстро уменьша­ются, следовательно, плавность хода ухудшается.

Длина платформы L12, при задан­ных колесной базе и распределении осевых нагрузок, определяется разме­ром lп. С его уменьшением длина плат­формы увеличивается. Так как момент инерции Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru полезного груза является функцией квадрата размера L12, то сравнительно небольшое изменение lп заметно сказывается на коэффициен­те Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru .

Смещение задней стенки кабины вперед нельзя рассматривать отдельно от возможного смещения сиденья води­теля и, следовательно, удаления сиде­нья водителя из зоны комфорта. При этом среднеквадратические значения вер­тикальных ускорений основания си­денья водителя возрастают, поэтому применяют подвеску кабины и подвеску сиденья.

Снижение передней осевой нагруз­ки с целью повышения плавности хода является нежелательным, так как при этом снижается грузоподъемность, а следовательно, и производительность автомобиля.

11.3 Влияние параметров компоновки автомобиля на его устойчивость и управляемость

Основными компоновочными пара­метрами, определяющими устойчивость автомобиля против поперечного опро­кидывания, являются высота центра масс и ширина колеи. Если пренебречь податливостью подвески и шин, коэф­фициент поперечной устойчивости про­тив опрокидывания Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru можно опреде­лить по формуле, приведенной ранее.

Изменяя колею колес и высоту центра масс в допустимых пределах, обеспечивают требуемую устойчивость автомобиля против поперечного опро­кидывания. Для современных грузовых автомобилей Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru = 0,6...0,9.

Устойчивость управления автомо­билем зависит от распределения осе­вых нагрузок и коэффициентов сопро­тивления уводу шин передних и задних колес. Измерителем устойчивости авто­мобиля в зависимости от этих пара­метров является коэффициент повора­чиваемости, значения которого опреде­ляются из выражения:

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru (11.7)

где G1, G2 - соответственно передняя и задняя осевые нагрузки; Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru - коэффициенты сопротивления уводу соответственно передних и задних ко­лес.

При Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru < 1 автомобиль имеет недо­статочную поворачиваемость, а при Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru > 1 - избыточную. Чем больше зна­чение коэффициента поворачиваемости автомобиля, тем больше его предрас­положенность к заносам.

Движение автомобиля с недостаточ­ной поворачиваемостью, когда управляемые колеса находятся в нейтраль­ном положении, показано на рисунке 11.1. В этом случае центробежная сила Fc противодействует случайной попереч­ной внешней силе Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru , уводы середин мостов ( Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru и Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru ) уменьшаются, что спо­собствует выравниванию направления движения автомобиля.

 
Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru
Рисунок 11.1. Схема движения автомобиля с недостаточной поворачиваемостью при действии поперечной силы Рисунок 11.2. Схема движения автомобиля с избыточной поворачиваемостью при действии поперечной силы

Движение автомобиля с избыточной поворачиваемостью, когда управляемые колеса находятся в нейтральном положении, показано на рисунке 11.2. В этом случае центробежная сила Fc действует в том же направлении, что и случайная поперечная внешняя сила Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru , и в результате увеличиваются углы увода середин мостов. При этом нара­стание углов увода может повлечь за собой занос задних колес и потерю устойчивости автомобиля. Чем выше скорость движения автомобиля, тем больше центробежная сила и скорость ее нарастания, тем труднее предотвра­тить занос автомобиля своевременным поворотом передних колес в сторону заноса.

При компоновке автомобиля необ­ходимо учитывать согласование кине­матики рулевого привода и подвески управляемого моста.

Несоответствие кинематики подвес­ки и рулевого привода вызывает изме­нение углов установки шкворней, колеи и плоскости вращения колес при деформации подвески, в результате че­го нарушается устойчивость и ухудшается управляемость автомобиля.

Шаровой палец, закрепленный на поворотном рычаге управляемого мо­ста, кинематически связан, с одной стороны, с центром качания рессоры, а с другой - с центром качания про­дольной рулевой тяги относительно шарового пальца рулевой сошки. Если эти центры не совпадают, не совпадают дуги ММ и NN, проведенные из этих центров (рисунок 11.3). Поэтому при де­формациях рессор произойдет поворот передних колес. Сравнивая компонов­ку автомобиля с расположением руле­вого механизма перед управляемым мостом (рисунок 11.3, а) с компоновкой, в которой рулевой механизм расположен за управляемым мостом (рисунок 11.3, б), видим, что компоновка с расположе­нием рулевого механизма перед управляемым мостом обеспечивает меньшее несоответствие кинематики рулевого управления и подвески. Следователь­но, при этой компоновке будет обеспе­чена лучшая устойчивость и управля­емость автомобиля.

Тема лекции 11 Основы общей компоновки грузовых автомобилей (продолжение) - student2.ru

Рисунок 11.3. Компоновка относительного расположения рулевого механизма и

управляемого моста

В практике проектирования обычно допускается некоторый уровень несоот­ветствия кинематики подвески и руле­вого привода, который принимается из анализа аналогов автомобилей, име­ющих хорошую устойчивость и управ­ляемость.

Литература: 2[106-111]

Контрольные вопросы:

1) Как влияет параметры компоновки автомобиля на его проходимость?

2) Как влияет параметры компоновки автомобиля на его плавность хода?

3) Как влияет параметры компоновки автомобиля на его управляемость?

4) Как влияет параметры компоновки автомобиля на его устойчивость?

5) Как определяется коэффициент поворачиваемости?

Наши рекомендации