Год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
Ребенок 2-го года жизни, или ребенок, уровень развития которого соответствует 2-му году жизни.
12 месяцев – 1 год 3 месяца
Сенсорное развитие
- Научить ориентироваться в 2-х контрастных формах – мяч (шар) и кубик (куб).
· Находить шарик, кубик после показа взрослого (также находить после показа контрастные по качеству предметы – камушки и вату, камушки и шишки; катится – шарик, не катится – кубик; ватка сдувается, камень – нет; ватка падает тихо и близко, камень – громко и далеко).
· Если ребенок не выходит на подражание, используются совместно-разделенные действия, направляем руки ребенка (лучше подталкивая под локоток). Далее используем частично-разделенные действия, далее – по подражанию. Развертывание подражания – эмоциональное, яркое одобрение, подбадривание («Ещё! Ещё!»). Затем выходим на уровень работы по показу.
- Научить отличать большой предмет от маленького после показа, по просьбе взрослого.
· Чем тяжелее ребенок, тем мельче шаг.
· Используем одинаковые по всем признакам, кроме величины, предметы (большой –руки вверх: «У-у-у! Большой!», маленький: «Ма-а-аленький!..»)
- Научить нанизывать на пирамидку кольца с маленьким отверстием.
· Начинаем с доступных по сложности отверстий, переходя к более маленьким
· Используем пирамидки из разных материалов
- Научить подбирать, не называя, к предмету одного цвета игрушки такого же цвета
· Игры со втулочками, грибочками, елочками на штырькам и т.д.
Игровые действия
Ребенок должен уметь воспроизводить 1 игровое действие по подражанию взрослому:
· водить
· возить
· катить
· баюкать
· кормить
· причесывать
Развитие речи
А. Понимание речи.
· Ребенок понимает (показывает по просьбе) названия знакомых игрушек, предметов, имена близких, часто используемых предметов одежды, обозначения простых бытовых и игровых действий, названия частей тела, лица.
· Выполняет 1—2 поручения.
· Слушает стихи, истории, рассматривает книгу.
Б. Активная речь.
Стимулирование предикативной лексики:
1) Звукоподражания: бух, ап, оп, топ,
2) Предикаты в повелительном наклонении: сядь, иди, неси, дай, бух, -- с жестом.
3) Фраза из предикатов с жестом, из предикатов со звукоподражательным или целым словом.
Стимуляция развития мелкой моторики
1) Массаж кистей рук: поглаживающий от кончиков пальцев, разминающий.
2) Игры на перекладывание, пропихивание мелких предметов.
3) Игры с соленым тестом, выкладывание дорожек, фигурок из фасоли, гороха, чечевицы на панно из теста, взрослый – комментирование, поэтапное проговаривание
4) Аппликации из кусочков цветной ваты на ватман, картон,
5) лепка: отщипывание, катание между ладонями, по дощечке, слепливание баранок
6) при трудностях в лепке используем прием игры с теплым тестом, в котором спрятан шарик или что-нибудь подобное, игру с теплым кремом,
7) рисование руками, пальцем, фломастером, тычком (фломастером, карандашом – каракули, круги, прерывистые линии с использованием рейки),
8) рисование по мокрому – нарисуем и подождем, пока расплывется,
Конструирование
1. Башенки из 2,3-х кубиков
2. Дорожка из 3-х и более кубиков
3. Машина (кубик на бруске)
Физическое развитие
Самостоятельно ходить, присаживаться, пятиться, ползать, поворачиваться, подползать, проползать, ходить по доске, лежащей на полу, поднимать руки по показу, по слову, в сторону, за спинку – в веселой подвижной игре.
Год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
Сенсорное развитие и воспитание
- Уметь ориентироваться в 3-х формах: шар, кубик, кирпичик, находить их по подражанию и по просьбе взрослого просьбе взрослого.
Приемы – те же, что и в предыдущем возрастном периоде
Материал:
Конструкторы, деревянные, пластмассовые кубики,
Прорези – соотнесение прорези и формы, начинаем с 2-х контрастных форм,
· учим действовать методом проб: Так?-- Не так!.. Так? -- Так!
· Сличать с обводом прорези пальцем
· Сличать зрительно
- Находить по слову большой, маленький
- Ориентироваться в 2-3-х цветах, находить такую же по цвету игрушку, как показывает взрослый (такую же красную). Сортировка по цвету.
- Пирамидка из 4-х колец, снизу 2 одинаковых больших, сверху 2 одинаковых маленьких.
- Матрешка 2-х, 3-х составная: большая и маленькая из 2-х половинок, закрыть, поставить по росту, спрятать, по усвоению добавить третью, затем нераскрашенная матрешка, яйца деревянные.
- Вкладыши-банки: сначала 2 банки – контрастные, большая и маленькая, затем третья.
Игра
- Цепочка из 2-х действий с сюжетной игрушкой: по показу, по просьбе, самостоятельно; сажаем в машину и катаем, сажаем за стол и кормим, и т.п. Воспроизводит эту цепочку в самостоятельной игре.
- Использует в игре игрушки-заместители (на элементарном уровне. Например: мешает палочкой суп в кастрюльке).
- Формирование орудийных действий: игры с половником, сачком, ложкой, тесемкой, чтобы катать тележку.
Развитие речи.
Понимание речи.
1) Показывать части тела по просьбе взрослого
2) Выполнять просьбы бытового плана типа «Убери игрушки в шкаф» и т.п.
3) Умение обобщать по внешнему виду игрушки (независимо от формы)
Активная речь
Происходит переход от облегченного слова к простым словам. Наличие в активе глагола с жестом, заменяющим существительное, предпосылки фразы.
1) Если есть в активе предикаты, строим фразу типа: «Сядь, киса!» «Иди, мама!»
2) Затем переходим к фразе типа: «Мама, иди!», «Ляля, спи!»
3) Констатация действия: «Миша сидит»
4) Строим фразы со словами «тут», «вот», «там».
5) Продолжаем игры со звукоподражаниями.
6) Отвечаем на вопросы: «Кто это? Что это?»
Мелкая моторика
Упражнение те же самые
· Выводим на другой уровень в изготовлении коллажных картин
· Разнообразим и усложняем нанизывание
· Добавляем игры с мозаикой
· Игры на разбирание фасоли и т.п.
· Наполняем емкости мелкими предметами
Лепка: колбаски, баранки, выкатывание шарика, вырезание теста формочками
Рисование: то же самое, что на предыдущем этапе, добавляется пририсовывание: к шарику, к клубочку – ниточку, к яблоку – веточку, к тучке, к луже – дождик, к солнцу – лучики, к машине – дорогу.
Конструирование
· Дом
· Башня из 3-х кубиков
· Дом с перекрытием
· Мебель: стул, диван
· Забор
Постройки обыгрываются, объединяются в сюжет
Социально-эмоциональное взаимодействие
· Теплые, эмоциональные отношения с членами семьи
· Вербальное общение
· Наблюдение за действиями сверстника
· Действие рядом со сверстником
· Эмоциональные всплески по отношению к другому ребенку
· Умение делится игрушкой
· Умение играть сообща формируется к 3 годам
год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
Сенсорное развитие и воспитание
· Ориентация в 4-х формах: различать, соотносить конфигурацию предмета с отверстием, находить по слову: шар, кубик, кирпичик, крыша (призма).
· Находить большой, маленький в цепочке из 5-6-ти предметов, выстроенных по росту
· Ориентироваться в величине трех предметов одинаковой формы одинакового цвета (большой, поменьше, маленький)
· Пирамидка, матрешка: начинаем с подражания взрослому, решения практических задач. Пирамидка: 2 кольца больших, 2 поменьше, 2 маленьких. Матрешка не раскрашенная 3-х местная (когда научится практическому способу сборки, даем 3-ю разъёмную), коробочки, яйца – учим прикладывать предметы друг к другу для сравнения.
· По цвету: находить среди предметов 5-6 цветов предметы красного, синего, желтого цвета.
·
Игровые действия
Учим отображать в игре цепочку из 4-5 последовательных игровых действий в игре по подражанию и в самостоятельной игре.
Развитие речи
Активная речь
· Игры со звукоподражаниями, развается фонематическое восприятие
· В речи активно используются предложения из 2-х слов со сказуемым в повелительном наклонении (Зая, сядь!) Учим: посади Заю, скажи: «Зая, сядь!», учим констатировать увиденное: «Кто сидит?» -- «Зая сидит»
· Учим договаривать слова стишков, потешек, инсценируем простые стишки с игрушками (чем сложнее ребенок, тем массированнее эта работа, проигрывание сюжета в реальности, с использованием обиходных предметов, игрушек).
Мелкая моторика
· Игры с мячиками, мешочками
· Игры с теплым тестом
· Игры с чудесным мешочком
· Размазывание крема
· Формирование пинцетного захвата: вытаскивание ленточек, игры с фасолью, крупами, с пальчиковыми куклами, насыпание мелких предметов через горлышко, прорезь в пластиковую бутылку.
·
Лепка
· Лепка: шарик, колбаска, баранка, сплющивание.
Рисование
· Рисование окружностей, замкнутых и прерывистых линий, пальцем, рукой, по мокрому и т.д. Дорисовывание, пририсовывание.
Конструирование
Постройки с перекрытиями:
Ворота, дом (4 стены и крыша), повторяем и обыгрываем все старые постройки
Социально-эмоциональное развитие
- Продолжают формироваться типы привязанностей к взрослому
- Пик делового общения (через игрушку)
- Общение со сверстниками эмоциональное, ребенок привлекает их внимание мимикой, жестом, взглядом, разворачивает игру рядом со сверстником
- Получает эмоциональное удовлетворение от самостоятельной игры, радуется или огорчается в соответствии с результатами игры
- Сопровождает игровые действия эмоциональными высказываниями
Год 9месяцев – 2 года
Сенсорное развитие
- Соотносит объемный предмет с его изображением на плоскости.
- Соотносит форму с отверстием.
- Собирает 4-х-местную матрешку.
- Выстраивает матрешки по величине от маленькой к большой.
- Ориентируется в 4-х цветах.
- Практически узнает 3 цвета.
- На ощупь знает: мягкий, жесткий, холодный, горячий.
Игра
- Выполняет несколько последовательных игровых действий с сюжетными игрушками по подражанию, по просьбе, самостоятельно.
- Активно использует предметы-заместители.
- Активно использует орудия в игре.
- Подражает действиям близких в игре (как папа бреется, как мама красится)
Речевое развитие
Понимание речи
- Учить понимать простой рассказ взрослого без показа.
- Выполнять 3-4 связных поручения, помогать взрослому.
- Расширять понятийный словарь (сезонная одежда, обувь, предметы обихода).
Активная речь
- Предложения из 2-3 слов.
- Игры «Где?», «Куда?» для стимуляции фразы.
- Прилагательные, местоимения, наречия, предлоги В, НА, ПОД.
- Рассказывать о себе в 3-м лице.
- Договаривать стишки, подпевать.
- Называть предметы по картинке.
- Составлять последовательно 2 картинки.
Мелкая моторика
§ Игры с разнообразными мячами, губками, мочалками, разными по фактуре предметами
§ Пальчиковые игры
§ Мозаики, собирание мелких предметов
Лепка, рисование
Лепим колбаски, столбики, баранки, лепешки. Рисуем округлые линии, вертикальные и горизонтальные короткие и длинные линии, обязательно взрослый дает сюжет. Дорисовывание.
Конструирование
Соединение всех ранее пройденных построек в сюжет
Эмоциональное развитие
§ тоже, что в предыдущем эпикр.сроке + эмоциональное взаимодействие со сверстником (делится игрушкой, угощает, выполняет элементарные совместные действия)