Вариаторы и коробки передач
Вариаторы
Вариатор – механическая передача, способная плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения производится вручную или автоматически.
Вариатор применяется в устройствах, требующих бесступенчато изменять передаточное отношение, таких как автомобили, мотороллеры, снегоходы, квадроциклы, конвейеры, металлорежущие станки, мешалки и др. В стационарных устройствах вместо вариаторов обычно применяется регулируемый электропривод.
Диапазон регулирования (отношение наибольшего передаточного числа к наименьшему) обычно 3–6, реже 10–12.
Виды вариаторов:
· Фрикционные вариаторы:
o лобовые;
o конусные;
o шаровые;
o многодисковые;
o торовые;
o волновые;
o клиноременные.
· Вариаторы зацепления:
o цепной вариатор;
o высокомоментный вариатор.
Фрикционный конусный вариатор с ремнем | Фрикционный конусный вариатор с роликом |
Коробки передач
Механическая коробка передач – механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором вручную.
Необходимость в наличии коробки передач проистекает из одного из главных недостатков двигателя внутреннего сгорания. Диапазон скоростей вращения ДВС в большинстве случаев (обычно от 500 до нескольких тысяч об/мин) не совпадает со скоростями вращения колёс автомобиля (обычно от 0 до 1800 об/мин). Другая особенность ДВС в том, что максимальные значения крутящего момента достигаются в сравнительно небольшом интервале, расположенном приблизительно посередине между максимальными и минимальными оборотами. Максимальная же мощность развивается на максимальных оборотах.
Кроме того, коробка передач обеспечивает движение автомобиля задним ходом, накатом и длительное разобщение двигателя и трансмиссии автомобиля.
Кратко, принцип работы механической коробки передач традиционного типа заключается в том, что зубчатые шестерни в её корпусе могут поочерёдно зацепляться в различных комбинациях, образуя несколько передач с разным передаточным числом.
Двухвальная четырёхступенчатая несинхронизированная коробка передач со скользящими шестернями |
Список использованной литературы
1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 2001. — ISBN 5-217-02962-5.
2. Леонов И.В., Леонов Д.И., Теория машин и механизмов (основы проектирования по динамическим критериям и показателям экономичности): учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2008. 500 с. (Основы наук).
3. http://ru.wikipedia.org/, Интернет-энциклопедия «Википедия».