Устройство и принцип работы
Устройство центробежного регулятора опережения зажигания и схема его работы показаны на рис. 131 и 132.
Рис. 131 - Центробежный регулятор опережении 1 - пружины грузиков; 2 - грузики; 3 - штифты; 4 - оси грузиков; 5 - приводной вал распределителя; 6 - прорези фланца; 7 - кулачок; 8 - фланец; 9 - пластина. я зажигания:
Рис. 132 - Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания:
а - позднее зажигание; б - раннее зажигание;
(Наименование деталей то же, что и на рис. 131).
С приводным валом 5 жестко соединена пластина 9, на которой установлены два грузика 2. Грузики свободно сидят на осях 4. Пружины крепятся одними концами к выступам грузиков, а другими - к крючкам пластины 9. Таким образом, пружины притягивают грузики к приводному валу.
Втулка кулачка 7 прерывателя свободно надета на верхнюю часть приводного вала 5 и соединена с ним посредством фланца 8, в прорези 6 которого входят штифты 3 грузиков. Следовательно, вращение приводного вала передается кулачку через грузики центробежного регулятора. Регулятор работает на принципе использования центробежных сил, воздействующих на грузики. При увеличении частоты вращения ротора аппарата зажигания грузики, отклоняясь наружу, приводят к повороту кулачка в направлении вращения. Величина угла поворота кулачка определяется равновесием между центробежной силой, воздействующей на грузики, и силой натяжения пружин. Дальнейшее увеличение частоты вращения приводит к тому, что состояние равновесия этих сил происходит при другом угле поворота кулачка. Поворот кулачка в том же направлении, что и вращение ротора, приводит к подаче более раннего управляющего импульса датчика Холла. Таким образом, угол опережения зажигания увеличивается, и зажигание происходит раньше. Уменьшение частоты вращения приводит к уменьшению угла опережения зажигания. Если в регуляторе обе пружины одинаковы, то характеристика угла опережения зажигания как функция числа оборотов линейна. Если же используются две разных пружины, то при малой частоте вращения больше вытягивается более слабая пружина, а при достижении определенной частоты в работу включается более сильная пружина, замедляя увеличение угла опережения зажигания. При этом характеристика последнего становится нелинейной. Максимальный угол опережения зажигания ограничен механически в результате ограничения поворота кулачка в крайнем положении. Кулачок может поворачиваться грузиками на 15-15,5о относительно валика. Соответственно угол опережения зажигания по коленвалу будет 30-31о, т. к. частота его вращения в два раза больше частоты вращения валика датчика-распределителя.
5.3 Конкретные особенности регуляторов Р119-Б и 30.3706
1 - муфта; 2 - валик; 3 - маслозащитное кольцо; 4 - сальник; 5 - корпус распределителя; 6 - втулка; 7 - подшипник; 8 - недвижимая пластина; 9 - изоляционная прокладка; 10 - крышка; 11 - ротор; 12 - винт; 13 - датчик Холла; 14 - экран; 15 - втулка крепления экрана; 16 - центробежный автомат; 17 - штекерное соединение; 18 - вакуумный автомат
Регулятор 30.3706 13- бесконтактный электронный, в котором используется эффект Холла. Он состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины и интегральной микросхемы. Между полупроводниковой пластиной и магнитом есть зазор, сквозь который проходит стальной экран14 с четырьмя прорезами (по числу цилиндров). Когда в зазоре находится прорез экрана, то магнитное поле действует на полупроводниковую пластину и на ней возникает разность потенциалов, которая превращается в микросхеме на сигнал на выходе датчика. Во время прохождения сквозь зазор стального экрана магнитное поле замыкается через него и не действует на полупроводниковую пластину. Стальной экран соединен с валиком датчика-распределителя, и во время его вращения происходит импульсное действие магнитного поля на полупроводниковую пластину, а на выходе датчика формируются отрицательные импульсы напряжения определенной величины. Когда экран находится в зазоре датчика, то напряжение на выходе Uмах меньше напряжения питания приблизительно на 3 В. Если в зазор попадает прорез, то Umin< 0,4 В. Отношение периода Т к продолжительности импульса Ti равняется 3. Напряжение питания датчика 8-14 В подается по проводам от коммутатора через клеммы штекерного соединение. На эту самую колодку выводит сигнал из выхода датчика и идет дальше на вход коммутатора.
Регулятор Р119-Б — четырехискро-вой, левого вращения, состоит из следующих основных механизмов и узлов: прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора и корпуса. В корпусе в двух бронзовых втулках вращается вал привода кулачка прерывателя, ротора распределителя и центробежного регулятора опережения зажигания. Осевой люфт вала ограничивается муфтой соединенной с валом шпилькой к корпусу двумя винтами прикреплена неподвижная пластина прерывателя. Подвижная пластина прерывателя установлена на шариковом подшипнике, обеспечивающем легкое движение пластины при работе вакуумного регулятора. В целях уменьшения сопротивления первичной цепи и предупреждения электроэрозионного износа шариков и обойм подшипника подвижная и неподвижная пластины соединены между собой гибким медным проводником, расположенным между ними на рисунке.