Определение предельного угла подъема по опрокидыванию
Предельный угол подъема по опрокидыванию , град, можно определить исходя из условия сохранения продольной устойчивости
, (9.4)
;
=63,53°
Для обеспечения безопасности движения необходимо, чтобы предельный угол подъема по опрокидыванию был больше наибольшего угла подъема по буксованию ведущих колес.
Это условие можно записать в виде
. (******)
2,01 ≥ 0,8.
Условие (******) выполняется.
10 Определение параметров проходимости АТС
Определение наибольшего угла преодолеваемого подъема
Величина подъема, который может преодолеть транспортное средство, двигаясь равномерно, зачастую ограничивается силой сцепления ведущих колес с дорогой. Так как при преодолении максимальных подъемов скорость движения невелика, силой сопротивления воздуха можно пренебречь.
Для автомобилей с задними ведущими колесами в этих условиях наибольший угол преодолеваемого подъема , град, можно определить из выражения
. (10.1)
При расчете наибольшего угла преодолеваемого подъема принять для транспортных средств категории М1 = 0,4; 0,6; 0,8.
,
=12,5°.
,
=18,78°.
,
=29,68°.
Определение наибольшего угла преодолеваемого косогора
Наибольший угол преодолеваемого косогора , град, можно определить из выражения
, (10.3)
где – поперечный коэффициент сцепления.
Поперечный коэффициент сцепления = 0,9 ÷ 1,0 [2]. В расчетах принимают =φ.
=0,4; β max = 21,8°.
=0,6; β max = 30,9°
=0,8; β max = 38,7°
Определение коэффициента сцепной массы
Коэффициент сцепной массы рассчитывают по формуле
, (10.4)
где =М2=914,25кг – масса, приходящаяся на ведущие колеса.
.
Исходя из условия возможности движения транспортного средства по сцеплению, можно записать
, (10.5)
Необходимо определить для трех значений коэффициента сцепления и угла подъема, равном нулю (при известном коэффициенте сцепной массы), максимально возможные значения коэффициента сопротивления качению.
,
,
.
Заключение
В результате расчета для легкового автомобиля пассажировместимостью 5 человека (включая водителя), максимальным коэффициентом общего дорожного сопротивления ψ=0,046 и максимальной скоростью Vamax =43 м/с получили АТС со следующими параметрами:
· максимальная мощность двигателя Nemax = 64,57кВт при частоте ne=4600 об/мин.
· максимальный крутящий момент двигателя Меmax= 153,8 Н*м при частоте ne=3220 об/мин.
· производительность АТС в заданных условиях WАТС=230,230 пас*км/час.
· путевой расход топлива в заданных условиях Qs=8,24 л/100 км.
· время разгона T(100)=23,8 с.
· путь разгона S(100)=404 м.
· остановочный путь при торможении с начальной скоростью V0=40 км/ч и коэффициенте сцепления φ=0,8 составляет S0=18,43 м.
· поворачиваемость спроектированного автомобиля –избыточная.
· условие обеспечения безопасности движения Vкр.с< Vкр.опр. выполняется.
· коэффициент сцепной массы Kφ=0,53.
Список литературы
1. Литвинов А.С. Теория эксплуатационных свойств автотранс-портных средств: Учеб. Пособие. Ч.1. [Текст] / А.С. Литвинов – Москва: МАДИ, 1978. – 122 с.
2. Литвинов А.С. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств [Текст] /А.С. Литвинов, Я.Е. Фаробин – Москва: Машиностроение, 1984. – 272 с.
3. Проектирование трансмиссий автомобилей [Текст]: Справочник / Под ред. А.И. Гришкевича. – Москва: Машиностроение, 1984. – 272 с.